
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Если это не сказка
Рано или поздно, так или иначе, но рассказывать своим детям эту– ну, или какую-то аналогичную – историю все равно придется каждому.
Потому что – рано или поздно – каждый ребенок начинает задавать вопросы о том, как устроено Вообще Всё, и откуда это «всё» взялось, и почему оно устроено именно так.
Правда, и рассказывалась эта история, с очень небольшими изменениями, множество раз, от Книги Бытия до Хроник Нарнии; но для таких глобальных сюжетов, пожалуй, самое важное – это не что рассказать, а как.
Художник-иллюстратор, педагог, книжный критик
Марина Аромштам
Художник Валерий Слаук
Издательство
«КомпасГид», 2013
Хорошая книга!1
История возникновения и структурирования мира в изложении Марины Аромштам – не то чтобы философская притча, но все же и не совсем развлекательная сказка. Вернее, она могла бы быть такой сказкой; для этого нужно было бы лишь чуть-чуть сместить акценты, обратить внимание маленького читателя на разные любопытные детали и интригующие сюжетные ходы, которых в тексте великое множество. Разумеется, легче всего можно было бы это сделать с помощью иллюстраций – и вовсе не обязательно сразу представлять себе все упрощающую и огрубляющую ярко-пеструю «мультяшную» стилистику. Думаю, что ни один из лучших современных детских художников не отказался бы от возможности изобразить Тринадцатиногого Змея, или ссору Слона с Муравьем, или глобальную драку всех со всеми под сенью Мирового Древа. Здесь уместны были бы и карандашные тонкости, и акварельные нежности, и даже какие-нибудь веселые разноцветные игровые затеи, каких много появилось в последнее время.
Однако издательство «КомпасГид» сделало весьма неожиданный и довольно рискованный шаг, пригласив к работе над этой книгой известного белорусского графика Валерия Слаука.
Валерий Слаук – художник вообще-то не детский. Ну то есть просто совсем не детский. Случалось ему, правда, иллюстрировать и сказки; но все же к главным его творческим удачам в этом жанре относятся, безусловно, иллюстрации не к литературным, «авторским» сказкам, а к настоящему, необработанному фольклору, для детей вовсе не предназначенному. Всякие там кикиморы, лешие и даже мало кому известные зазойки и вужалки в его трактовках оказываются существами опасными, мрачными и неприятными, а главное – всерьез, до жути реальными. Настоящими.
Вот и к сказке Марины Аромштам он подошел как к изложению вполне реальных, хоть и давних событий. В его иллюстрациях нет буквально ни одной (кроме разве что пресловутой тринадцатой ноги) детали, которая не могла бы быть нарисована с натуры, точно, жестко, подробно – хоть в учебник зоологии их вставляй. Это придает иллюстрациям – а вместе с ними и тексту – интонацию холодноватой отстраненности, но одновременно и достоверности, возможно, даже и не предусмотренной автором сказки.
Похоже, что художник даже сознательно подчеркивает, усугубляет эту интонацию. Никаких визуальных эффектов, ярких цветовых пятен, роскошных пейзажей: все действие происходит на почти еще голой, только что возникшей земле – зато каждая травинка на ней, точно прорисованная строгим, лишь иногда чуть подцвеченным штрихом, имеет свою собственную, самостоятельную ценность. Никаких демонстративных жестов: фигуры людей и животных подчеркнуто статичны, их движения скупы, едва обозначены. Даже в упомянутой уже сцене драки всех со всеми художник избегает изображения напрашивающейся здесь «кучи малы» с торчащими из нее лапами и хвостами. Фигурки зверей, птиц и насекомых, почти неподвижные, оцепеневшие от взаимной враждебности, заполняют здесь все пространство листа – и тем самым не позволяют сконцентрироваться на какой-то одной сценке, заставляют долго, внимательно рассматривать каждую подробность, обдумывать, делать выводы. И никаких подсказок: этот нарочито сухой изобразительный язык превращает сказку чуть ли не в повесть, в рассказ о чем-то, что было «на самом деле» и что маленькому читателю придется, согласно законам жанра, анализировать и оценивать самостоятельно.
Конечно, для детишек, воспитанных на облегченных, всё раскладывающих по полочкам сказках «с моралью», это будет тяжелый, непривычный труд. Но возможность иметь свое собственное, никем не навязанное и не отредактированное мнение о том, как устроено Вообще Всё, стоит таких усилий.
Елена Герчук
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025