
Re: цензії
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
- 26.05.2025|Ігор ЗіньчукПрагнення волі
- 26.05.2025|Інна КовальчукДорога з присмаком війни
Видавничі новинки
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Если это не сказка
Рано или поздно, так или иначе, но рассказывать своим детям эту– ну, или какую-то аналогичную – историю все равно придется каждому.
Потому что – рано или поздно – каждый ребенок начинает задавать вопросы о том, как устроено Вообще Всё, и откуда это «всё» взялось, и почему оно устроено именно так.
Правда, и рассказывалась эта история, с очень небольшими изменениями, множество раз, от Книги Бытия до Хроник Нарнии; но для таких глобальных сюжетов, пожалуй, самое важное – это не что рассказать, а как.
Художник-иллюстратор, педагог, книжный критик
Марина Аромштам
Художник Валерий Слаук
Издательство
«КомпасГид», 2013
Хорошая книга!1
История возникновения и структурирования мира в изложении Марины Аромштам – не то чтобы философская притча, но все же и не совсем развлекательная сказка. Вернее, она могла бы быть такой сказкой; для этого нужно было бы лишь чуть-чуть сместить акценты, обратить внимание маленького читателя на разные любопытные детали и интригующие сюжетные ходы, которых в тексте великое множество. Разумеется, легче всего можно было бы это сделать с помощью иллюстраций – и вовсе не обязательно сразу представлять себе все упрощающую и огрубляющую ярко-пеструю «мультяшную» стилистику. Думаю, что ни один из лучших современных детских художников не отказался бы от возможности изобразить Тринадцатиногого Змея, или ссору Слона с Муравьем, или глобальную драку всех со всеми под сенью Мирового Древа. Здесь уместны были бы и карандашные тонкости, и акварельные нежности, и даже какие-нибудь веселые разноцветные игровые затеи, каких много появилось в последнее время.
Однако издательство «КомпасГид» сделало весьма неожиданный и довольно рискованный шаг, пригласив к работе над этой книгой известного белорусского графика Валерия Слаука.
Валерий Слаук – художник вообще-то не детский. Ну то есть просто совсем не детский. Случалось ему, правда, иллюстрировать и сказки; но все же к главным его творческим удачам в этом жанре относятся, безусловно, иллюстрации не к литературным, «авторским» сказкам, а к настоящему, необработанному фольклору, для детей вовсе не предназначенному. Всякие там кикиморы, лешие и даже мало кому известные зазойки и вужалки в его трактовках оказываются существами опасными, мрачными и неприятными, а главное – всерьез, до жути реальными. Настоящими.
Вот и к сказке Марины Аромштам он подошел как к изложению вполне реальных, хоть и давних событий. В его иллюстрациях нет буквально ни одной (кроме разве что пресловутой тринадцатой ноги) детали, которая не могла бы быть нарисована с натуры, точно, жестко, подробно – хоть в учебник зоологии их вставляй. Это придает иллюстрациям – а вместе с ними и тексту – интонацию холодноватой отстраненности, но одновременно и достоверности, возможно, даже и не предусмотренной автором сказки.
Похоже, что художник даже сознательно подчеркивает, усугубляет эту интонацию. Никаких визуальных эффектов, ярких цветовых пятен, роскошных пейзажей: все действие происходит на почти еще голой, только что возникшей земле – зато каждая травинка на ней, точно прорисованная строгим, лишь иногда чуть подцвеченным штрихом, имеет свою собственную, самостоятельную ценность. Никаких демонстративных жестов: фигуры людей и животных подчеркнуто статичны, их движения скупы, едва обозначены. Даже в упомянутой уже сцене драки всех со всеми художник избегает изображения напрашивающейся здесь «кучи малы» с торчащими из нее лапами и хвостами. Фигурки зверей, птиц и насекомых, почти неподвижные, оцепеневшие от взаимной враждебности, заполняют здесь все пространство листа – и тем самым не позволяют сконцентрироваться на какой-то одной сценке, заставляют долго, внимательно рассматривать каждую подробность, обдумывать, делать выводы. И никаких подсказок: этот нарочито сухой изобразительный язык превращает сказку чуть ли не в повесть, в рассказ о чем-то, что было «на самом деле» и что маленькому читателю придется, согласно законам жанра, анализировать и оценивать самостоятельно.
Конечно, для детишек, воспитанных на облегченных, всё раскладывающих по полочкам сказках «с моралью», это будет тяжелый, непривычный труд. Но возможность иметь свое собственное, никем не навязанное и не отредактированное мнение о том, как устроено Вообще Всё, стоит таких усилий.
Елена Герчук
Коментарі
Останні події
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
- 16.06.2025|23:44Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
- 16.06.2025|16:24«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
- 12.06.2025|12:16«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»