
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Путешествие в море переживаний на китовом хвосте
Любой педагогически озабоченный взрослый, первым делом ищущий в сказке «главную мысль», в «Улитке и ките» легко ее найдет: с точки зрения экологического воспитания придумать что-то более сильное сложно.
Однако смысл этой чудесной истории не сводится к морали и экологическому пафосу. В этой сказке ребенку открываются довольно сложные чувства, но Джулия Дональдсон делает их понятными для ребенка – и узнаваемыми.
И если сказка «Груффало» помогала малышу бороться с наваждением темных эмоций, то «Улитка и кит» рассказывает о светлой, деятельной стороне человеческих чувств.
Тот, кто читал ребенку сказку Джулии Дональдсон про Груффало, помнит: ее драматизм определяется противостоянием «большого» и «маленького» – страшилища и маленького мышонка, пожирателя и его возможной жертвы. Это настоящая «страшная сказка», особенно для детей четырех-пяти лет.
В основе сказки в стихах «Улитка и кит» лежит другая коллизия. Здесь тоже есть маленький и большой – улитка и кит, но большой – «иного качества».
По мнению психологов, ребенок испытывает по отношению ко взрослому двойственное чувство. Порой взрослый ассоциируется у него с монстром – особенно, когда гневается, раздражается, готов наказывать. Но ребенок также нуждается в защите и покровительстве. Эта потребность воплощается в мечте о большом сильном друге – о том, кто его принимает, готов терпеть его при любых обстоятельствах, защищать и учить. То есть делиться с ним тем, что имеет.
Для крошечной улитки таким другом в сказке становится огромный кит. На хвосте кита улитка отправляется в далекое путешествие. Кит плывет по морям-океанам и показывает ей разные страны. Уже этого было бы достаточно: ведь улитка с помощью кита осуществила свою мечту.
Но кульминация истории еще впереди. Кит попадает в беду: сильной волной от моторных лодок его сносит слишком близко к берегу. Начинается отлив, и кит оказывается на песке. Ему грозит гибель. Спасает кита улитка. Добравшись до прибрежного городка, она приползает в школу и оставляет на доске влажную надпись: «Спасите кита!» После чего все жители городка бросаются на выручку морскому гиганту.
Вот кит спасен, он уплывает в море. И в сказке это описано так, как описывают большую победу:
Весь городок им кричал: «Ура!»
И махала вслед детвора.
То есть любой педагогически озабоченный взрослый, первым делом ищущий в сказке «главную мысль», тут же ее найдет: придумать что-то более сильное с точки зрения экологического воспитания сложно.
А читателя – маленького ли, большого – охватывает прямо-таки праздничное настроение. Но дело не только в морали и экологическом пафосе. Это было бы слишком просто.
Через сказку «Улитка и кит» ребенку открывается «диалектика жизни». Кит – большущий и сильный. Именно его размеры вызывают восторг у ребенка (и улитки). Но огромность кита и становится причиной случившегося с ним несчастья. Сложно? Сложно! Но детская книжка и должна простыми словами открывать малышу сложный мир.
Есть и еще нечто важное. Большущий кит обязан спасением крошечному существу. Хотя поначалу задача кажется улитке невозможной.
Решение – способ спасения кита – рождается из напряжения всех ее чувств, из привязанности и отчаяния – пусть эта гамма и передана всего одной строчкой:
«О, как мне сдвинуть такую гору?»
Чувства довольно сложные, но сказка делает их понятными для ребенка – и узнаваемыми. А это серьезный урок переживания: глубокое, подлинное чувство обладает силой!
Если сказка «Груффало» помогала малышу бороться с наваждением темных эмоций, то «Улитка и кит» рассказывает о светлой, деятельной стороне человеческих чувств.
Но и это еще не все. Пережившие разнообразные приключения кит и улитка возвращаются к берегу, где живут подружки улитки. Они так поражены рассказами путешественников, что кит, недолго думая, приглашает их всех на свой хвост.
В последних строчках случается нечто совсем уж сказочное: автор наделяет улиток голосом. Не просто голосом – способностью петь. Улитки, скрываясь вместе с китом в морской дали, поют песню! Ну чем не путешествие аргонавтов? Маленькая сказка обладает чертами эпического произведения.
***
Сказки Джулии Дональдсон стали достоянием русского языка благодаря прекрасному переводу Марины Бородицкой.
А проиллюстрировал «Улитку и кита» Аксель Шеффлер – тот же художник, который рисовал картинки к «Груффало». Если в «Груффало» картинки напоминают декорации на театральной сцене, где вот-вот что-нибудь случится, то иллюстрации в «Улитке и ките» поражают невероятно красивыми пейзажами – сказочными и в то же время наполненными вполне узнаваемыми реалиями.
Альбомный формат книжки усиливает ощущение необъятного пространства, которое преодолевают улитка и кит. Огромность кита на рисунках подчеркнута разными способами – размером морских кораблей на горизонте, россыпью звезд на небе и тем, что на некоторых разворотах умещается только китовый хвост. Но на этом хвосте малыш непременно отыщет улитку.
Большой и маленький – неразлучны.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025