
Re: цензії
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
Видавничі новинки
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
Літературний дайджест
Очки на веточке
Женская доля Светы Литвак.
Света Литвак. Безнравственные коллизии и аморальные пассажи. – Тольятти: Литературное агентство В.Смирнова, 2009. – 64 с.
Света Литвак – это не просто поэт и автор известных перформансов, Света Литвак – это целое явление, ярко и наглядно выражающее самую суть уходящей в прошлое эпохи постмодернизма. Света Литвак может все – пишет крепкую силлаботоническую лирику, составляет сложные комбинаторные композиции, сочиняет авангардные поэмы, придумывает поражающие воображение акции и перформансы и делает еще многое-многое другое. Света Литвак бывает самой разной, и определение того, какая она – тонкая, грубая, очень простая или, наоборот, невероятно сложная, – зависит в первую очередь от места расположения наблюдателя.
Сразу несколько из возможных трактовок совершенно блистательно продемонстрированы в предисловии к новой книге Светы Литвак профессором Ириной Саморуковой. Она предлагает рассматривать эту небольшую книжку в свете произведений французских либертенов, «потаенной» русской лирики начала XIX века и одновременно с точки зрения запутанной гендерной проблематики современной поэзии. По мнению профессора, откровенность и скабрезность стихов Светы Литвак есть лишь форма борьбы за чистоту и невинность, за полноту и полноценность осуществления любви как чувства и любви как чуда. Сергей Лейбград в послесловии говорит примерно о том же – что поэзия Светы Литвак всегда существует на грани между искусством и пошлостью, театром и бытовой провокацией.
И здесь опять-таки крайне важной оказывается точка зрения воспринимающего, то, что он сам хочет и может увидеть в этих стихах, – успешное подражание стилю и тематике эротических сочинений не слишком продвинутых подростков или же не менее успешную деконструкцию этого стиля и образа восприятия. Но самое главное – Света Литвак оставляет своему читателю полную свободу выбора в том, как относиться к ее стихам и к создаваемому ею визуальному образу. Она ничего не навязывает своему читателю и ничего от него не требует. Можно встраивать ее стихи в сложный и многоуровневый контекст, а можно просто радостно посмеяться, прочитав эту книгу. И тем не менее у Светы Литвак есть одна особенная и совершенно редкая для нашего времени черта. В своих стихах и различных сценических воплощениях она неизменно предстает как настоящая женщина. Наше время, несмотря на активную визуальную пропаганду женского начала, на самом деле постоянно его травестирует и всячески подавляет. От женщины требуются совершенно неженские качества, и потому на современной поэтической сцене мы видим массу созданных женщинами образов, которые по своей сути вовсе не являются женскими. И только Света Литвак может позволить себе быть яркой, загадочной, пластичной, любвеобильной, откровенной, щедрой, отзывчивой и, как это очень хорошо видно по включенным в книгу стихам, каждый раз являть мужчине именно тот образ, который ему хочется в ней увидеть.
Как мне лежать меж вами
хорошо
Нагие волосатые мужчины
Вы влюблены, вы колетесь
щетиной
Вы отдаетесь телом и душой
(...)
Наивные смешные дурачки
Зачем искать
для ревности причину
Не уступив другому половину
Один таит обиду и молчит
Другой к березе
прислоняет спину
И вешает на веточку очки
В этом воплощении подлинного женского начала Света Литвак поразительно несовременна, но через все эксцессы ее поведения проглядывает то «вечноженское», о котором до сих пор мечтают и тоскуют поэты мужского пола.
Ольга Валаамова
Коментарі
Останні події
- 02.05.2025|13:48В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
- 01.05.2025|16:51V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
- 01.05.2025|10:38В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
- 30.04.2025|09:36Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата