Re: цензії

28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
12.04.2025|Андрій Содомора
І ритмів суголосся, й ран...
06.04.2025|Валентина Семеняк
Читаю «Фрактали» і… приміряю до себе
05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ
«Ненаситність» Віткація
30.03.2025|Ігор Чорний
Лікарі й шарлатани
Пісня завдовжки у чотири сотні сторінок

Літературний дайджест

15.11.2009|20:12|Голос России

Юрий Поляков: «Писателя с действительностью может примирить только творчество»

Прозаик, драматург, публицист; в молодости - и поэт, а в зрелом возрасте - еще и главный редактор авторитетного всероссийского издания «Литературная газета». Всё это Юрий Поляков, популярный российский писатель, отмечающий 10 ноября 55-летие.

Прозаик, драматург, публицист; в молодости - и поэт, а в зрелом возрасте - еще и главный редактор авторитетного всероссийского издания «Литературная газета». Всё это Юрий Поляков, популярный российский писатель, отмечающий 10 ноября 55-летие.

Первые значительные произведения Юрия Полякова - злободневные остросоциальные повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» в 1980-е годы прочитала, кажется, вся страна. Со временем менялись темы, но неизменным оставался, так сказать, «критический реализм» Полякова - часто гротескный, заметный даже на фоне постмодернистского смешения жанров в поздних произведениях.  В последние годы особенно усилилась публицистическая деятельность писателя, воплотившаяся в  книге «От империи лжи - к республике вранья», опубликованной в 1997 году. В этом же качестве он раскрывается ныне во множестве интервью на самые разные темы. Например - о современной российской литературе, в которой Юрий Поляков замечает «такой парадокс: молодых читателей все меньше, а молодых писателей все больше». Или - о сегодняшнем положении российской экономики: по Полякову Россия страдает одновременно от двух кризисов - мирового и собственного хронического. Накануне юбилея Юрий Поляков дал интервью и корреспонденту «Голоса России».

-Обращаюсь к вам как к человеку, всегда критически настроенному: скажите, пожалуйста, что могло бы примирить вас с действительностью, какой она должна быть, на ваш взгляд?

Юрий Поляков: Вы знаете, писателя с действительностью может примирить только творчество. Поэтому, когда действительность будет такая, что писателя ничто в ней не станет раздражать или вызывать чувство протеста, то тогда литература просто отомрет. То есть критическое отношение к происходящему, попытка нравственной оценки общества - это, так сказать, профессиональные черты.

-Но хотя бы есть, с вашей точки зрения, у человечества какие-то исторические примеры, которыми оно могло бы вдохновляться, созидая будущее?

Юрий Поляков: В общем, конечно, есть. И в истории нашей страны были такие разумные периоды жизни, на которые надо ориентироваться. Скажем, царствование Александра Третьего в конце XIX века или, например, вторая половина 60-х - 70-х годов советского периода: на мой взгляд, они были достаточно гармоничны. Мне вообще кажется, что тот государственный антисоветизм, который сейчас воцарился, несколько мешает понять то хорошее, что было в советской эпохе. А в ней было даже очень много хорошего, поэтому во всех моих последних романах - это и «Замыслил я побег», и «Грибной царь», и в моей пьесе «Одноклассники», которая сейчас поставлена в Театре Российской армии, я рассматриваю героев и в советский период жизни, и в современный. Мне кажется, что одна из главных задач деятелей культуры - восстановить эту порванную связь времен. Мы только что оторвались от советской эпохи и уже пытаемся ее судить, ничего хорошего еще практически не сделав: это неправильно.

-Что́ оно, то хорошее, что вы, один из авторов перестройки, могли бы попунктно назвать, говоря о советской истории?

Юрий Поляков: Конечно, я был одним из тех, кто активно писал о недостатках советской эпохи. Надо сказать, что моя первая критическая вещь вышла в журнале «Юность» в январе 1985 года, когда еще никто не знал, что будет перестройка. А если говорить о достоинствах советской эпохи, то я вот как раз типический продукт этих достоинств. Потому что родился в рабочей семье, в заводском общежитии, в моем роду рязанских крестьян не было ни одного человека с высшим образованием. Я смог его получить и стать, как и хотел, писателем. Как ни странно, мы, перейдя к демократии, начали восстанавливать кастовость дореволюционного общества. Это и при советской власти, конечно, было, но в гораздо меньшей степени: энергичный, способный человек из низших общественных страт мог, в общем-то, добиться многого. Боюсь, что если бы сейчас «новый Шукшин» тронулся с Алтая в Москву, ему было бы гораздо сложнее, чем тогда Василию Макаровичу Шукшину.

-А что вы имеете в виду, когда говорите о благополучии России при императоре Александре Третьем?

Юрий Поляков: Я имею в виду, что в тот период не было риторики о реформах - на самом деле шли очень серьезные реформы, которые государство мудро стимулировало. Развивалась экономика, и наша страна очень мощно продвинулась во всех отношениях. Мне кажется, что с Александра Третьего надо брать пример в том смысле, что о реформах не надо говорить - их надо делать. Он - один из величайших государственных деятелей в истории России, на мой взгляд. Я считаю, кстати говоря, что многие исторические наработки его эпохи используются в наше время. Мне также кажется, что эта эпоха похожа на нашу, современную, потому что Александр Третий тоже получил страну после непродуманных действий по ее реформированию. Так что если обратиться к типологии исторического процесса, то мы сейчас «находимся» в том периоде.

-Спасибо!   

Ольга Бугрова



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

02.05.2025|13:48
В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
01.05.2025|16:51
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
01.05.2025|10:38
В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата


Партнери