
Re: цензії
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
Видавничі новинки
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
Літературний дайджест
Юрий Поляков: «Писателя с действительностью может примирить только творчество»
Прозаик, драматург, публицист; в молодости - и поэт, а в зрелом возрасте - еще и главный редактор авторитетного всероссийского издания «Литературная газета». Всё это Юрий Поляков, популярный российский писатель, отмечающий 10 ноября 55-летие.
Прозаик, драматург, публицист; в молодости - и поэт, а в зрелом возрасте - еще и главный редактор авторитетного всероссийского издания «Литературная газета». Всё это Юрий Поляков, популярный российский писатель, отмечающий 10 ноября 55-летие.
Первые значительные произведения Юрия Полякова - злободневные остросоциальные повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» в 1980-е годы прочитала, кажется, вся страна. Со временем менялись темы, но неизменным оставался, так сказать, «критический реализм» Полякова - часто гротескный, заметный даже на фоне постмодернистского смешения жанров в поздних произведениях. В последние годы особенно усилилась публицистическая деятельность писателя, воплотившаяся в книге «От империи лжи - к республике вранья», опубликованной в 1997 году. В этом же качестве он раскрывается ныне во множестве интервью на самые разные темы. Например - о современной российской литературе, в которой Юрий Поляков замечает «такой парадокс: молодых читателей все меньше, а молодых писателей все больше». Или - о сегодняшнем положении российской экономики: по Полякову Россия страдает одновременно от двух кризисов - мирового и собственного хронического. Накануне юбилея Юрий Поляков дал интервью и корреспонденту «Голоса России».
-Обращаюсь к вам как к человеку, всегда критически настроенному: скажите, пожалуйста, что могло бы примирить вас с действительностью, какой она должна быть, на ваш взгляд?
Юрий Поляков: Вы знаете, писателя с действительностью может примирить только творчество. Поэтому, когда действительность будет такая, что писателя ничто в ней не станет раздражать или вызывать чувство протеста, то тогда литература просто отомрет. То есть критическое отношение к происходящему, попытка нравственной оценки общества - это, так сказать, профессиональные черты.
-Но хотя бы есть, с вашей точки зрения, у человечества какие-то исторические примеры, которыми оно могло бы вдохновляться, созидая будущее?
Юрий Поляков: В общем, конечно, есть. И в истории нашей страны были такие разумные периоды жизни, на которые надо ориентироваться. Скажем, царствование Александра Третьего в конце XIX века или, например, вторая половина 60-х - 70-х годов советского периода: на мой взгляд, они были достаточно гармоничны. Мне вообще кажется, что тот государственный антисоветизм, который сейчас воцарился, несколько мешает понять то хорошее, что было в советской эпохе. А в ней было даже очень много хорошего, поэтому во всех моих последних романах - это и «Замыслил я побег», и «Грибной царь», и в моей пьесе «Одноклассники», которая сейчас поставлена в Театре Российской армии, я рассматриваю героев и в советский период жизни, и в современный. Мне кажется, что одна из главных задач деятелей культуры - восстановить эту порванную связь времен. Мы только что оторвались от советской эпохи и уже пытаемся ее судить, ничего хорошего еще практически не сделав: это неправильно.
-Что́ оно, то хорошее, что вы, один из авторов перестройки, могли бы попунктно назвать, говоря о советской истории?
Юрий Поляков: Конечно, я был одним из тех, кто активно писал о недостатках советской эпохи. Надо сказать, что моя первая критическая вещь вышла в журнале «Юность» в январе 1985 года, когда еще никто не знал, что будет перестройка. А если говорить о достоинствах советской эпохи, то я вот как раз типический продукт этих достоинств. Потому что родился в рабочей семье, в заводском общежитии, в моем роду рязанских крестьян не было ни одного человека с высшим образованием. Я смог его получить и стать, как и хотел, писателем. Как ни странно, мы, перейдя к демократии, начали восстанавливать кастовость дореволюционного общества. Это и при советской власти, конечно, было, но в гораздо меньшей степени: энергичный, способный человек из низших общественных страт мог, в общем-то, добиться многого. Боюсь, что если бы сейчас «новый Шукшин» тронулся с Алтая в Москву, ему было бы гораздо сложнее, чем тогда Василию Макаровичу Шукшину.
-А что вы имеете в виду, когда говорите о благополучии России при императоре Александре Третьем?
Юрий Поляков: Я имею в виду, что в тот период не было риторики о реформах - на самом деле шли очень серьезные реформы, которые государство мудро стимулировало. Развивалась экономика, и наша страна очень мощно продвинулась во всех отношениях. Мне кажется, что с Александра Третьего надо брать пример в том смысле, что о реформах не надо говорить - их надо делать. Он - один из величайших государственных деятелей в истории России, на мой взгляд. Я считаю, кстати говоря, что многие исторические наработки его эпохи используются в наше время. Мне также кажется, что эта эпоха похожа на нашу, современную, потому что Александр Третий тоже получил страну после непродуманных действий по ее реформированию. Так что если обратиться к типологии исторического процесса, то мы сейчас «находимся» в том периоде.
-Спасибо!
Ольга Бугрова
Коментарі
Останні події
- 02.05.2025|13:48В’ятрович розкаже, як перемогли «велику вітчизняну» в Україні
- 01.05.2025|16:51V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
- 01.05.2025|10:38В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
- 30.04.2025|09:36Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата