Re: цензії
- 18.11.2025|Ігор ЧорнийУ мерехтінні зірки Алатир
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
- 16.11.2025|Ігор ПавлюкЛірика поліської мавки
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Голос крови
Елена Чижова превращает рассказ о нескольких годах из жизни еврейской девушки в историю кровной мести и племенных войн.
Елена Чижова. Полукровка. М.: АСТ: Астрель, 2010.
Вышедший в издательстве «АСТ» роман Елены Чижовой — на самом деле не новый. Его журнальная версия под названием «Преступница» появилась ещё в 2005 году. Очевидно, что нынешней публикацией (разумеется, с обычной в таких случаях заменой заголовка с нейтрально-сюжетного на проблемно-провокационный) писательница обязана прошлогоднему букеровскому успеху её романа «Время женщин». Впрочем, разница между двумя этими текстами настолько драматически велика, что подтверждает устоявшееся мнение о Елене Чижовой как об авторе, способном незаурядным образом меняться, развиваться и совершенствоваться.
Главная героиня «Полукровки» юная Маша Арго талантлива, начитанна, скромна, интересуется науками, мечтает поступить на исторический факультет ленинградского университета. Мешает лишь одно. Туманные намёки соседок по коммуналке, таинственные пометки на анкетах, экзаменационные списки, извлекаемые из ящиков столов, унизительные четвёрки за блестящие ответы — очень быстро Маша понимает, что у неё нет шансов. Вот только смириться со своей участью не получается. По совету многомудрого кузена Маша решается на подлог. Росчерком пера еврейские корни отца меняются на прибалтийские, и Маша поступает на финансово-экономический факультет.
Еврейское происхождение героини в её собственном сознании оказывается сродни принадлежности к племени, в данном случае — к племени волков. Против этого племени выступает другое — пауки, которые словно бы оставляют свои отметки на ней и на документах, воздвигают препятствия на её пути и всячески портят жизнь. Проблема Маши Арго в том, что она — полукровка. Ни там ни тут. Чтобы победить врага, нужно определиться с принадлежностью и принести кровную жертву. Примерно так можно описать те нешуточные страсти, которые разгораются в сознании героини, определяя её подчас весьма экстравагантные поступки.
Впрочем, это не единственная метафора, которая присутствует в романе. Другое дело, что совершенно непонятно, зачем все эти образные надстройки понадобились автору. Что так, что эдак — история полуеврейской девочки Маши, типичная в советских реалиях, таковой и остаётся. Никакого нового звучания не возникает. А вот что возникает, так это неприятное чувство спекуляции, причём не слишком чистоплотной. Еврейство, национальный вопрос, гнёт государственной системы, преследование инакомыслия, несправедливость, издавна прохладные отношения с прибалтийскими народами — полный набор тем настолько вечных в своей провокационности, что на страницах романа едва ли приличных. За всем этим безвозвратно тонет то, что могло бы сделать этот роман действительно качественным повседневным чтением. Равно как теряются и все художественные удачи, которых в тексте, в общем-то, немало.
Стабильное желание, которое не оставляет на протяжении всей книги, двояко: то ли окончательно отделить рассказываемую историю (как всякая история, имеющая отношение к судьбе человека, интересную) от никуда не ведущих надстроек, то ли довести метафору до логического завершения, чтобы сочетание двух слагаемых дало наконец какой-то ощутимый в своей целостности результат.
Татьяна Трофимова
Додаткові матеріали
- Лауреатом «Русского Букера-2009» стала Елена Чижова
- Казки не для людей і премії не для дітей
- Коммунальные музы истории
Коментарі
Останні події
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
