Re: цензії

21.07.2025|Віктор Вербич
Парадоксальна незбагненна сутність жіночого світу
16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Правда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
Антивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
27.06.2025|Ірина Фотуйма
"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя

Літературний дайджест

Каменная матрёшка

Новая книга Ильи Бояшова — сатира на современность, притча об особенностях русской женственности и роман о России одновременно.

Илья Бояшов. Каменная баба. СПб.: Лимбус Пресс, 2011.

Новый роман Ильи Бояшова, напечатанный ранее в журнале «Октябрь», теперь издан в твёрдом переплёте. Бояшов, как обычно, объёмом читателя не пугает — в новоиспечённом произведении меньше 200 страниц. Что не умаляет его достоинств, особенно если учесть, что и получивший «Нацбест-2007» «Путь Мури», и вышедший в финал «Большой книги» «Белый тигр» тоже лишь немногим больше.

Всегда тяготевший одновременно к историчности и фантазийным сюжетам, Бояшов и теперь ухитряется сочетать эти два направления. Правда, не совсем так, как в «Конунге», где писатель работал аж со временами Рюрика. В «Каменной бабе» действие разворачивается в легко узнаваемой современности, а фантастическая составляющая проявляет себя в презабавной гиперболизации и эффектной кульминации.

Завязка сюжета — казалось бы, классическая история покорения провинциалкой столицы. Некая Машка Угарова, уродившаяся в печальной алкогольной глубинке, приезжает в Москву. Но с любовью и юмором описанная автором героиня — дама нетривиальная, так что действие развивается стремительно. Крепко сбитая, богатырской стати баба (курсив И. Бояшова. — А.Г.) начинает с подмосковных Химок, где работает крановщицей, но среди лимиты надолго не задерживается и скоренько подминает под себя древний город. При этом Машка поражает окружающих своим эпическим видом, сокрушительной энергией, поразительной любвеобильностью и совершенно непредсказуемым характером. Попытавшийся написать роман о любви Бояшов создал изумительный женский образ, синтезирующий в себе некрасовскую женщину, классическую бой-бабу и простую хабалку, но при этом с феноменальными, чуть ли не ведьминскими способностями.

С одной стороны, «Каменная баба» Бояшова — это сатира на сегодняшнюю реальность. Действие «маленького романа» разворачивается в Первопрестольной, и многие герои настолько явно списаны с прототипов, что обознаться невозможно. Сама же баба, известная по шлягеру «Глыба льда», ботфортам и балахонам, до двойничества походит на российскую эстрадную Примадонну. Кажется, здесь Бояшов даже перебарщивает с «опознавательными знаками».

С другой стороны, можно (и нужно) прочитывать «Каменную бабу» как комически и гиперболизированно разыгранную притчу о русской женщине, которая у Бояшова успевает быть одновременно в десяти разных местах, может и коня на полном скаку остановить (в данном случае это будет «лендкрузер»), и в горящую избу войти, и детей воспитывать, и в шоу-бизнесе заправлять, и на бирже играть, и с уголовниками дружить, и с Кремлём шашни строить, и… В общем, одна женщина столько вряд ли успеет, так что мы имеем дело скорее с архетипом. Архетип этот у автора стопроцентно сильнее мужской ипостаси, которая уже давно ничего впечатляющего собой не представляет.

Есть и ещё один вариант прочтения книги — как романа о России. К этому располагает как авторское послесловие, так и многочисленные отсылки внутри самого произведения. Например, Машка выстраивает отношения и с грузинским князем, и с чеченским гостем, и с заморскими господами (даже духовник у неё в покоях появляется) — чем не родная страна?

Текст Бояшова, несмотря на свой малый объём, интересен и многомерен. Можно спорить с провокативным утверждением автора, что настоящих мужчин уже не осталось, а каменная баба — как раз и есть настоящая русская женщина, но роман от спорности суждения менее увлекательным не становится. Думается, «Каменная баба» будет актуальна и тогда, когда сатирическая подоплёка перестанет быть столь очевидной. Тем более что кульминация сюжета выводит роман в мифологическое, связывая произведение не только с современностью, но и с эпическими, вневременными контекстами.

Александра Гуськова



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

14.07.2025|09:21
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» презентує цьогорічну програму
11.07.2025|10:28
Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
10.07.2025|23:18
«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
08.07.2025|18:17
Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
01.07.2025|21:38
Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
01.07.2025|18:02
Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
01.07.2025|08:53
"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
01.07.2025|08:37
«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
01.07.2025|08:14
Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
01.07.2025|06:34
ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року


Партнери