Re: цензії

20.01.2026|Ігор Чорний
Чисті і нечисті
18.01.2026|Ігор Зіньчук
Перевірка на людяність
16.01.2026|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Зола натщесерце
16.01.2026|В´ячеслав Прилюк, кандидат економічних наук, доцент
Фудкомунікація - м’яка сила впливу
12.01.2026|Віктор Вербич
«Ніщо не знищить нас повік», або Візія Олеся Лупія
Витоки і сенси «Франкенштейна»
11.01.2026|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Доброволець смерті
08.01.2026|Оксана Дяків, письменниця
Поетичне дерево Олександра Козинця: збірка «Усі вже знають»
30.12.2025|Ганна Кревська, письменниця
Полотна нашого роду
22.12.2025|Віктор Вербич
«Квітка печалі» зі «смайликом сонця» і «любові золотими ключами»

Літературний дайджест

21.03.2011|18:30|Итоги

Туз в рукаве

Вышел в свет новый роман Ильи Стогова «Русская книга».

 

Илья Стогов — один из главных литературных провокаторов, наряду с Лимоновым, Прилепиным, Елизаровым, Крусановым. В прошлом — уборщик в берлинском кинотеатре, охранник, телеведущий, редактор эротического глянца. И, наконец, скандальный писатель. В общем, идеальный персонаж арт-медиапространства. Выросшая за несколько лет популярность даже позволила Стогову заняться продвижением собственной книжной серии Стогoff Project. Но укреплять тылы в условиях бурного книжного маркетинга тоже не последнее дело, тем более что романом-fiction Стогов не баловал публику с 2002 года, когда прогремел mASIAfucker. Пора бы уж. А потому ждали новую стоговскую вещь с нетерпением. И вот дождались.

Обложка «Русской книги» выглядит как заявка на скандал. На ней мы видим череп, расписанный под хохлому. Думаете, речь пойдет о свинцовых мерзостях, мундирах голубых и последнем прибежище негодяя? Нет, все не столь категорично, хотя довольно публицистично. «Прошлое моей страны — это такой рукав, — пишет Стогов, — в котором можно отыскать туза на любой вкус». И дает понять, что так поступает кабинетная профессура, превращающая в расписной набор мифов историю народа, извлеченную из недр земли честными археологами. Превращающая, естественно, в угоду официальным установкам.

Новость эта не нова. Историю вообще никогда не извлекали «из земли». Ее именно что писали и переписывали. И Карамзин, потрудившийся для романовской династии, — пример хрестоматийный, но не единственный. Отто фон Бисмарк, изрекший свое знаменитое «Битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель», конечно, тоже знал, о чем говорил. Но Стогову нужны не ссылки на авторитеты, а наглядность. И с этой целью он совершает литературное хождение по русской глубинке, начиная свой путь в Ярославле и заканчивая Новгородом.

В итоге получается роман-путешествие, или history-trip.

Поскольку в пути автор ищет не просто дорожных впечатлений, а испытания путей национальной истории. Которые, знамо дело, неисповедимы. Впрочем, и путевых превратностей хватает — одна только встреча с «черными археологами» чего стоит. Герой Стогова доходит аж до села Карачарова, что под Муромом. Оказывается, со времен былинных там немногое изменилось, ездовой тракт не проложен до сих пор. А в селе обитают потомки легендарного Ильи Муромца. Вот только не обладают они богатырской силой и в школьных потасовках получают тумаки наравне со всеми. Это, конечно, удивительно. Читатель обязан также удивляться, натыкаясь на стоговские откровения типа «никаких славян в тогдашней России еще не было. Земли были населены финскими племенами, родственниками современных марийцев или мордвы». Все верно, но что тут странного и нового? А как же бритты и саксы? А дальше разговор о «нерусской Руси» сворачивает на зверства Ивана Грозного, разорившего Новгород — мол, «русские воевали с русскими». И снова никакой сенсации. Ведь идея «внутренней колонизации» России давно разработана историками и писателями, начиная с Сергея Соловьева и кончая интеллектуальным беллетристом Дмитрием Быковым («ЖД»). Увы, нельзя сказать, что Стогов привносит в звучание темы что-то новое. Напротив, вопрос о «московском рабстве» и «новгородских свободах» решен всецело в духе популярной историософии: мол, одних заразила бацилла тоталитарности, а других миновала. Между тем свобода Новгорода куплена была на прибыль от транзита: город находился на пути из варяг в греки. И с ней неизбежно было бы покончено после смещения товарно-денежных потоков в Средиземноморье. А московское рабство объяснялось сырьевым характером государства (в то время это был вывоз хлеба). О том, чтобы сравнить эту якобы уникальную ситуацию, например, с захватом итальянских торговых городов императором Фридрихом Барбароссой, речь не идет вовсе.

Тем не менее читается «Русская книга» с удовольствием, авторские наблюдения порой метки и неожиданны. Одно непонятно: в чем скандальность выводов, если их сегодня можно встретить в половине изданий. А может, бог с ней, со скандальностью — был бы писатель хороший? В конце концов, перефразируя Козьму Пруткова, можно сказать прямо и откровенно: хочешь быть скандалистом — будь им.

Евгений Белжеларский



Додаткові матеріали

Илья Стогоff. Русская книга
Илья Стогов: "Посмотришь в замочную скважину, а там - Вселенная!"
Если в кране нет воды
01.03.2010|17:50|Події
Оголошено лонг-лист російської премії «Національний бестселер»
Какие Бермуды, такие и треугольники
Люди в голом на почтовой рыбе
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

20.01.2026|11:32
Пішов із життя Владислав Кириченко — людина, що творила «Наш Формат» та інтелектуальну Україну
20.01.2026|10:30
Шкільних бібліотекарів запрошують до участі в новій номінації освітньої премії
20.01.2026|10:23
Виставу за «Озерним вітром» Юрка Покальчука вперше поставлять на великій сцені
20.01.2026|10:18
У Луцьку запрошують на літературний гастровечір про фантастичну українську кухню
20.01.2026|09:54
Оголошено конкурс на здобуття літературної премії імені Ірини Вільде 2026 рок у
20.01.2026|09:48
«Книжка року’2025»: Парад переможців: Короткі списки номінації «Минувшина»
19.01.2026|15:42
«Книжка року’2025»: Парад переможців: Короткі списки номінації «Дитяче свято»
14.01.2026|16:37
Культура як свідчення. Особисті історії як мова, яку розуміє світ
12.01.2026|10:20
«Маріупольська драма» потрапили до другого туру Національної премії імені Т. Шевченка за 2026 рік
07.01.2026|10:32
Поет і його спадок: розмова про Юрія Тарнавського у Києві


Партнери