Re: цензії
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
- 16.11.2025|Ігор ПавлюкЛірика поліської мавки
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
«Зеркало русской революции»
Пелевин – писатель, который стал зеркалом русской революции 90-х. Это, конечно, кривое зеркало. Даже не зеркало, а множество осколков.
Тех самых, из сказки Андерсена. Один из этих осколков попал в глаз мальчику, которого украла Снежная королева. Осколки Пелевина, если вы будете страстно или внимательно читать, могут засесть в ваших глазах, и тогда ваши сердца оледенеют.
Пелевин не просто социальный писатель, он, прежде всего, писатель смысловой. Он совершает очень страшную процедуру. Пелевин раздевает человека, он оставляет его вообще без всего, не просто без одежды, без кожи. Он заставляет человека развинтить самого себя под гипнозом его текстов.
Пелевин рассказывает, что все пусто. Такие шестидесятнические, советские попытки объяснить Пелевина как коммерческого писателя, который дает нам софт-буддизм, – это все мимо цели. Пелевин – жесткий и глубокий писатель. И в философской конкурентной борьбе он, конечно, победил литературных предшественников, если таковыми можно называть классиков советской и даже русской литературы. Пелевин как бы рассказал больше. Как бы нырнул глубже.
Пелевин развил некоторые тексты Бунина, Набокова и известное стихотворение Пушкина: «Цели нет передо мною, хладно сердце, празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум». Шум, который томит, – об этом написал Пелевин. И в этом смысле моя любимая вещь Виктора Олеговича – «Желтая стрела». Повесть о том, что все мы едем в поезде, и при этом все пассажиры не слышат стука колес.
Способность взглянуть со стороны на эту реальность, перекликающаяся с методом Жан-Поль Сартра в знаменитом романе «Тошнота», отличает Пелевина. Его первая прозвучавшая вещь «Омон Ра» как раз про взгляд на Вселенную из космоса. Пелевин – это посторонний. Этим он и хорош. Плюс литературный дар.
Но Пелевин последнего времени меня не радует. Последняя вещь Пелевина «Ананасная вода для прекрасной дамы» – хотя название отличное, отсылает нас и к стихам Маяковского, и Блока – показалась мне не то что неровной, как обычно говорят жлобские критики, а просто слабенькой. Конечно, есть инерция, когда уже несмешные шутки воспринимаются на ура, потому что мы привыкли к фирменному пронзительному пелевинскому юмору. В данном случае это набор подслушанных в машине хохм «Русского радио» из серии, что распятие Христа – это внутреннее дело еврейского народа. Слышали уже, знаем, ну куда вы, Виктор Олегович? Мы это уже ели. Это уже вторичные рассужданцы.
Что же касается «Generation П» – хорошая вещь, смешная, яркая, предвосхищающая во многом политические реалии. Она была написана тогда еще, когда политика кипела, когда политики ходили в народ. Политика находилась на расстоянии вытянутой руки. Но уже тогда Пелевин написал, что она виртуальна. Что люди, которых мы видим на телеэкране, выдуманы, они не существуют. Уже тогда Пелевин почувствовал виртуализацию политической действительности, превращение всего в схемы, предельную технологизацию политических процессов. То, чего не было, когда писалась эта книга, сбылось. И недаром через десять лет эта книга наконец экранизирована
Сергей Шаргунов
Коментарі
Останні події
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
