
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Конні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Как встречать непрошеных гостей?
В хорошей книжке-картинке рисунки не просто сопровождают текст, но всегда придают ему важные дополнительные смыслы.
«Мышиная война» австрийской писательницы Хельги Банш – это вполне обыденная и, казалось бы, не слишком приятная история о борьбе с паразитами, но авторские иллюстрации делают ее выразительной и глубокой.
Хельга Банш
Иллюстрации автора
Издательство
«Энас-Книга», 2012
Фрау Зоммер очень любит свой «уютный домик с прекрасным садиком». И хозяйку по-настоящему расстраивает то, что в ее доме каждую осень собираются мыши со всех окрестных полей и огородов. На первом развороте мы видим главную героиню (это зрелая дама с креативной прической и в нарядном платье), которая с явным отвращением держит за хвост мышку с чемоданчиком в лапке. Тут же нарисовано, как мыши со всеми своими пожитками дружной вереницей идут к месту своей зимовки.
Все бы ничего, если бы непрошеные гости не были такими нахальными и бесцеремонными: они уничтожают все съестные припасы, мешают фрау Зоммер спать, повсюду мусорят и вообще хулиганят без всяких ограничений. Вот одна мышка скатывается, как с горки, в миску с яблоками, другая пробует чай из хозяйской чашки, третья спит на спинке стула, подложив под голову маленькую подушечку. И представьте себе, на рисунках все это выглядит забавно и даже симпатично.
Правда, некоторые мыши ведут себя вполне пристойно. Вот, например, две пожилые мыши вяжут и ведут светскую беседу, а рядом сидит молодая мать, которая читает книжку старшему мышонку, в то время как младший спит у нее на руках (такая знакомая многим родителям ситуация). Картинки должны продемонстрировать, что мыши тоже живут своей жизнью, занимаются разными повседневными делами, и каждая из них даже обладает собственной индивидуальностью. Невольно расплываешься в добродушной улыбке.
Однако хозяйке дома явно не до смеха. Бедная фрау Зоммер борется с вредителями самыми разными способами. Она даже покупает хитроумный прибор, который реагирует громкой сиреной на движение. Оказывается, мышам и это нипочем. Нарисовано, как при завывании сирены одни мыши играют на музыкальных инструментах, а другие в цветастых юбках, с бубнами и платочками в лапках отплясывают какой-то веселый танец.
Наконец уставшая женщина признает свое поражение в этой войне и уезжает в город. Каждый день она гуляет в парке, который напоминает ей о ее маленьком садике, и кормит там семечками и хлебными крошками белок и голубей. «Бедняжки, как им холодно и голодно зимой! – как-то подумала фрау Зоммер и неожиданно добавила про себя: – Так же, как и моим мышкам…» Она вдруг нашла оправдание ежегодному нашествию грызунов, прониклась к ним сочувствием – и сразу же поняла, как можно уладить конфликт.
На следующий день фрау Зоммер вернулась домой и выложила из всего, что оказалось под рукой съедобного и вкусного, дорожку от дома до сарая – мыши тут же приняли приглашение и начали готовиться к переезду. Сердобольная женщина стала каждый день приносить своим «постояльцам» немного еды, а мыши в знак благодарности больше не тревожили хозяйку. И опять подробно нарисовано, как мыши – кто на велосипеде, кто с малышом в коляске, кто с теннисной ракеткой в рюкзаке – отправляются зимовать в сарай.
Очень здорово, что на страницах книжки параллельно с основным текстом существуют ремарки, подводящие итог очередному этапу военных действий. Например: «Хозяйка готова любыми средствами защищать свой дом от непрошеных гостей», «Хозяйка злится и теряет терпение», «Фрау Зоммер хочет одного: чтобы ее оставили в покое». Они оформлены как вырезки из газет и выделяются на общем фоне страницы.
Отдельное удовольствие рассматривать форзацы книжки: каждый из них выглядит как лист бумаги с карандашными пометами от руки, а на нем лежит аппетитное яблоко, которое, последовательно уменьшаясь в размерах, в итоге превращается в огрызок – а рядом спит чрезвычайно довольная мышка.
***
Эта книжка-картинка может заинтересовать читателя, который уже достаточно повзрослел, чтобы ценить личное пространство и возможность уединения. Как правило, ближе к пяти годам игровое «искусство» ребенка – сюжетные игры с игрушками и сюжетно-ролевые игры со сверстниками – достигает своего расцвета. Такие игры довольно сложно организованы и требуют специального, отделенного от окружающего мира места.
А если у дошкольника 5-7 лет недавно появился младший брат или сестра, ему особенно будут понятны эмоции фрау Зоммер. Старший ребенок всегда переживает из-за вторжения на его территорию «непрошеных гостей». Вместе с героиней книги читатель придет к мысли, что поведение «вредителей» совершенно естественно и с ними можно «договориться». Но для гармоничного сосуществования все-таки необходимо иногда оставаться наедине с собой – хотя бы для того, чтобы поиграть в любимую игру.
Ксения Зернина
Коментарі
Останні події
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем