
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Конні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Биг быт
На русском языке вышел «Бит Отель» — документальный роман англичанина Барри Майлза о Париже 50-х
ышел документальный роман Барри Майлза «Бит Отель» — история о парижской ночлежке, в которой жили и творили Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг и другие представители поколения битников.
«Бит отель», располагающийся в доме номер 9 по улице Жи-Ле-Кёр в Париже стал легендарным литературным адресом еще в 50-е. Таким же, как отель «Челси» в Нью-Йорке, «Вентли» в Сан-Франциско и «Тропикана» в Голливуде – эпицентром интернациональной контркультуры, местом встречи артистической богемы из разных стран. Парижское логово приютило американских писателей «разбитого поколения», бежавших в 1950-х годах от конформизма и пуританства послевоенной Америки (а точнее спасавшихся во Франции от гомофобии, расизма и неведомых тут наркотиков).
Жившие и работавшие в этом богемном улье поэты и писатели-битники оказали огромное влияние на развитие мировой литературы.
Уильям Берроуз наряду с поэтическими опытами завершал здесь свой роман «Голый завтрак». Брайон Гайсин изобретал знаменитый «метод нарезок», заключающийся в составлении текста из случайных фраз, вырезанных из газеты. А вместе с Иэном Соммервилем они строили здесь «Машину мечты» — цветомузыкальный аппарат, вызывающий зрительные галлюцинации, предвестника психоделических рок-шоу, начавших греметь спустя пять лет.
Описываемый в романе Париж – на контрасте с тогдашней пуританской Англией (откуда родом автор романа) – в начале второй половины ХХ века был местом паломничества продвинутой публики всего мира. Именно туда автостопом, в лучших традициях романа «На дороге» битника Джека Керуака, устремлялась английская молодежь. Студенческие бистро и джазовые клубы (в Лондоне тогда работал всего лишь один), легкодоступный секс и не менее доступные наркотики. Кому-то повезло встретить Берроуза или Аллена Гинзберга. Кто-то ухитрялся, возвращаясь, провезти под рубашкой только что изданный (и запрещенный в Англии) роман Берроуза «Голый завтрак», а кому-то даже посчастливилось остановиться в «Бит Отеле».
Автор романа, бывший в то время студентом, не адепт и не фанат (хотя, конечно, и то, и другое), а непосредственный участник событий. Правда, опоздавший к закрытию заведения, в котором жили его кумиры, но долгие годы после этого сотрудничавший с ними на всех фронтах контркультуры. Писал биографии, издавал книги, записывал альбомы, пропагандируя кумиров своей молодости и пытаясь вписать их в академический формат посредством библиографирования текстов, фактов и событий.
Майлз был искренне уверен, что битники освобождают поэзию от всеобщего контроля, скрещивая в своих поэмах, по его словам, «атомную бомбу с пшеничным колоском».
Он знал, что не прижившийся в литературе «метод нарезок» еще будет востребован, ведь роман – это не обязательно линейное повествование. И даже музыка, как уверяют нас в «Бит Отеле», бывает для аэропортов и пишущих машинок.
Воссоздавая картину творческого содружества битников, автор романа восполняет пробел в истории «разбитого поколения», чьими достижениями в дальнейшем пользовались многие звезды – от Дэвида Боуи и «Пинк Флойд» в музыке до Микеланджело Антониони в кинематографе и Джексона Поллока в изобразительном искусстве. И констатирует, что во многом это интернациональное движение недооценено. Битников отцы-основатели течения могли найти (и находили) в любой стране, а вот судьба самих «разведчиков неизвестной зоны» волновала немногих.
В 1962-м, например, живя в Бит Отеле, Брайон Гайсин пытался продать свою знаменитую «Машину мечты». Дело, впрочем, не выгорело. «Чтобы обсудить условия покупки, «Philips» отправила к нему своего представителя из Голландии, – пишет автор, – но представитель вляпался в коридоре в собачье дерьмо, развернулся на сто восемьдесят градусов и уехал». Наверное, поэтому обиженный романтик Гайсин, увековечив родную общагу в своем романе «Последний музей», совершает символический акт мщения неблагодарным потомкам. По сюжету, Бит Отель переправляется, комната за комнатой, в Калифорнию, чтобы заново восстать в качестве памятника «разбитой эпохе». Майлз в своей книге, практически повторяет подвиг своего кумира, день за днем реконструируя правду о поколении битников времен их французской весны.
Игорь Бондарь-Терещенко
Коментарі
Останні події
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем