
Re: цензії
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
- 26.05.2025|Ігор ЗіньчукПрагнення волі
- 26.05.2025|Інна КовальчукДорога з присмаком війни
Видавничі новинки
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Голландец Герман Кох обличает цивилизацию
В европейском бестселлере «Ужин» расследуется жесткость детей из благополучных семей.
Роман «Ужин» переведен на 25 языков, и тиражи уже перевалили за миллион. Причина этого, безусловно, в неприятной актуальности истории.
В самом обыкновенном голландском городе живет самая обыкновенная голландская семья: мама, папа и сын-подросток. В один из вечеров родители собираются на ужин с родственниками, перед этим отец заходит в комнату сына и видит пиликающий мобильник. Что-то заставляет его заглянуть в телефон и проиграть видео, на котором его сын и его племянник жестоко избивают бездомного.
Собравшиеся в фешенебельном ресторане братья Паул и Серж с женами поначалу обсуждают кинофильмы, выслушивают комментарии распорядителя по поводу оливок с розмарином, козьего сыра и зобной железы молочного ягненка. Но по-настоящему занимают их совершенно другие вещи. В несколько принужденной атмосфере совместной трапезы то и дело всплывают неприятные подробности происходящего.
Наиболее показателен рассказчик Паул — бывший школьный учитель истории, который поначалу кажется наиболее здравомыслящим участником беседы. Паул с иронией относится к своему брату Сержу — популярному политику, который находится в шаге от поста премьер-министра страны, но при этом, как показывает нам рассказчик, является человеком недалеким, самовлюбленным, лицемерно политкорректным. Серж и его жена Бабетта лет 10 назад усыновили мальчика из Буркина-Фасо и теперь охотно позируют для журналистов с чернокожим Бо и двумя кровными детьми, один из которых, Рик, тоже оказался замешан в издевательства над бездомным. К концу первой трети романа, к перемене горячих блюд, кажется, что книга рискует забуксовать в расхожей дискуссии о прочности европейских гуманистических ценностей. Лишь намеки и отдельные детали мешают прервать «ужин» с его внешне тривиальными участниками. «Возможно, Бабетта через несколько месяцев в роли супруги премьера будет разливать суп в столовой для бездомных, но до убийства одного из них ей точно нет никакого дела», — примерно так характеризует настроения за столом одна из героинь.
Можно было бы заклеймить этих милых граждан «колбасными обывателями» вроде тех, что стали базой для германского нацизма, но Кох имеет смелость задаться вопросом более глубоким и страшным, находящем в политике лишь одно из воплощений. Так ли современный европеец отличается от своего пещерного предка, готового пожирать представителей соседнего племени на ужин, обед и завтрак? Оказали европейские гуманистические традиции хотя бы какое-то влияние на сознание рядового обывателя? На какие жестокие мерзости в отношении чужих мы готовы пойти ради тех, кого считаем своими?
Задавая эти вопросы, Кох идет лишь на одну, хоть и существенную уступку — снабжает одного из героев неким психическим отклонением, которым при желании можно объяснить произошедшее и более-менее успокоиться. Правда, за столом при этом остаются еще трое других сотрапезников, из которых относительную порядочность проявляет только самый поначалу неприятный тип. Таким образом, книга, которая поначалу казалась лишь развернутой репликой на злобу дня, предстает своего рода римейком «Заводного апельсина» Берджесcа с поправкой на наши дни. На времена, когда на смену свершившейся сексуальной революцией приходит революция оправдываемого насилия.
Для русского читателя будет большим искушением в очередной раз горько усмехнуться: вот вам просвещенная Европа, вот вам политкорректность, вот вам соцзащита и помощь третьему миру — сами людоеды почище каких-нибудь хуту и тутси. Но охота злорадствовать пропадает, как только наберешь в поисковике «убийство бомжа подростками»: Москва, Челябинск, Екатеринбург, Кемеровская область, Камчатка. Вот и поужинали.
Герман Кох. Ужин. «Азбука», 2013
Наталия Курчатова
Коментарі
Останні події
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
- 16.06.2025|23:44Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
- 16.06.2025|16:24«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone