
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Рисунки из сундука
«Приключения барона Мюнхаузена» – одна из тех книг, которые не стареют.
Остроумные и забавные истории, рассказанные «самым правдивым человеком на земле», привлекали к себе многих талантливых художников. И кажется, требуется изрядная смелость и творческая интуиция, чтобы решиться заново проиллюстрировать приключения знаменитого барона. Издательство «ТриМаг» выпустило книгу про Мюнхаузена с иллюстрациями молодой украинской художницы Светланы Акатьевой. В ее рисунках есть непредсказуемость, детская легкость и ирония, вполне созвучные духу этого произведения.
В статье, сопровождающей это издание, рассказывается, что Светлана Акатьева в детстве очень любила читать книгу о немыслимых подвигах барона. Она даже делала зарисовки самых захватывающих эпизодов. Эти детские рисунки на листах из школьных тетрадей хранились в старом, почти сказочном сундуке с ржавым замком. Прошли годы, девочка выросла, закончила Харьковскую академию дизайна и стала профессиональным художником. Однажды среди забытых на чердаке вещей Светлана обнаружила сундук со своими детскими картинками к «Мюнхаузену» и решила на их основе создать новые иллюстрации в смешанной технике: акварель, цветные карандаши, тушь и гуашь.
И вот с обложки книги уютного квадратного формата на нас смотрит, хитро прищурившись, бесстрашный путешественник и непревзойденный рассказчик Мюнхаузен. У барона длинный прямой нос и пышные торчащие в разные стороны усы. На задней стороне обложки букли его напудренного парика превращаются в изрезанную кратерами серебристую поверхность Луны. А стебель турецкого боба, на котором Мюнхаузен впервые добрался до Луны, вплетается в кружево воротника его камзола.
Оформление книги продумано до мелочей и создает ощущение гармонии. Иллюстрации выдержаны в единой цветовой гамме: преобладают бирюза во всем богатстве оттенков и цвет топленого молока. Внимательный глаз отметит множество разных перекличек. Например, на одном из форзацев изображена пушка с только что вылетевшим из нее ядром, на другом – олень с ветвистыми рогами, которые увешаны вишнями. И то и другое встретится читателю в иллюстрациях. А еще Светлана Акатьева для оформления заглавий придумала особый шрифт Ackat, за который получила диплом третьей степени на Всероссийском конкурсе студенческих шрифтовых работ.
В книге достаточно много полностраничных рисунков, соответствующих ироничному стилю повествования. Как вам нравится взбесившаяся шуба, которая зубастым раструбом рукава пытается укусить Мюнхаузена за палец? Или восхитительно пупырчатый крокодил, который на глазах у крошечного, съежившегося от страха барона проглотил косматую голову льва? Некоторые иллюстрации раскладываются по горизонтали или по вертикали – в результате целые эпизоды из занимательных рассказов отважного и находчивого барона буквально оживают на глазах у читателя.
Вот Мюнхаузен сидит на снегу в красных щегольских сапогах, явно неуместных морозной русской зимой. Он устроился на ночлег, привязав своего коня к маленькому столбику, торчащему из сугроба. Мы раскладываем картинку – и конь оказывается на крыше колокольни, вокруг которой столпились удивленные жители оттаявшей за ночь деревеньки.
Вот, спасаясь от турок, Мюнхаузен крепко увяз в болоте вместе с конем. Он тянет себя вверх за тощую косичку, конь ухватился зубами за манжету хозяйского камзола. Разворачиваем страницу и видим, как они вознеслись над болотом. Барон в ладно скроенном узорчатом камзоле с кружевной манишкой – он, что называется, вышел сухим из воды. И только листья кувшинок, прилипшие к бокам коня, и лягушка у него носу напоминают о случившемся.
А вот корабль с Мюнхаузеном на борту недалеко от Америки напоролся на подводную скалу. После раскладывания страницы мы обнаруживаем, что это не скала, а «кит колоссальных размеров, который мирно дремал на воде». Кит насупился, смотрит сердитым глазом – он явно страшен в гневе. В таком состоянии этот великан действительно может с утра до ночи таскать корабль за якорь по всему океану.
Корней Чуковский (кстати, автор блистательного пересказа историй про Мюнхаузена) в своей книге «От двух до пяти» писал, что дети очень любят всякие небылицы. Это для них интеллектуальная игра, помогающая закрепить «правильные» представления об устройстве мира. Маленьким читателям кажется смешным беспримерное хвастовство барона, и они радуются, что сумели «разгадать» его замысловатые фантазии. «Тут их боевой поединок с Мюнхаузеном, поединок, из которого они неизменно выходят каждый раз победителями… Это повышает их самооценку: “Ага, ты хотел нас надуть, не на таковских напал!”».
Как прекрасно, что в доме у Светланы Акатьевой сохранился старинный сундук с ее детскими рисунками. И поэтому при всем художественном мастерстве ее иллюстрации к «Мюнхаузену» наполнены живыми и непосредственными впечатлениями из детства. Чуковский называл эту веселую книгу «аппетитным лакомством для детей», а в таком оформлении, создающем много дополнительных возможностей для игры, она принесет читателям еще больше радости.
В конце книги мы видим автопортрет художницы: девушка летит над озером, в котором плавают диковинные рыбы, и с высоты птичьего полета пытается разглядеть маленькую фигурку Мюнхаузена верхом на коне. Она улыбается ему как старому знакомому.
Ксения Зернина
Фото Елены Оберемок
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025