Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
О рыбалке и не только
Трудно определить жанр этой книги.
Книжка-картинка? Комикс? Притча? Наверное, всё сразу. Это одновременно и простенькая бытовая сценка, и история жизни, и повод для глубоких и важных размышлений. Так же нелегко определить и возраст целевой читательской аудитории. Мне кажется, что и в 5 лет, и в 55 стоит читать и перечитывать эту книжку, и каждый раз она будет восприниматься иначе.
Саму историю придумал известнейший немецкий писатель, нобелевский лауреат Генрих Бёлль в 1963 году. Короткий «анекдот» (так определил его жанр сам автор) стал невероятно популярен в мире и многократно подвергался различным адаптациям и переложениям. Так поступил и современный французский писатель Бернар Фрио, пересказав этот (изначально совершенно недетский) анекдот для детей, а художник Эмиль Браво нарисовал к нему иллюстрации.
В маленьком портовом городке на западном побережье Европы в лодке дремлет рыбак. На причале стоит турист. Щелканьем своего фотоаппарата он будит рыбака и торопится начать с ним разговор. Турист пытается понять: почему рыбак в такую отличную погоду спит, а не ловит рыбу? Но понять рыбака он не может.
« – Представляете, если бы вы вышли в море четвертый раз?! Вы бы наловили тонны рыбы. Купили бы еще одну лодку, а потом траулер. Построили бы коптильню, консервный завод! Открыли бы собственный ресторан, поставляли бы омаров в Париж! А потом, в конце жизни, вы вернетесь в порт, будете дремать на солнышке…
– Да я как раз это и делал: вернулся на берег, дремал, а тут вы со своим фотоаппаратом: щёлк! щёлк! – меня разбудили…»
О чем эта книга? Взрослым вроде бы все понятно: перед нами – вечное противостояние денег и счастья. (Стоит вспомнить, что свой анекдот Бёлль написал для первомайской программы немецкого радио.) В популярнейшей англоязычной адаптации турист предстает американцем со степенью МВА, а рыбак выглядит как мексиканец.

Но что могут вынести из этой истории дети? Так получилось, что я читала-смотрела «Уроки рыбалки» в компании 5‒8-летних детей. Разнообразие и глубина их трактовок меня по-настоящему поразили. Вот что они сказали во время нашего обсуждения.
– Здесь говорится, что не надо мешать человеку, когда он отдыхает и спит.
– Книжка совсем не про рыбалку. Она про умного и дурака. Умный – рыбак. Он сделал свою работу и отдыхает. А дурак – турист, который пристает к рыбаку.
– Я не согласен. Умный здесь как раз турист, а рыбак – дурак. Так и будет спать в своей лодке. Всю жизнь проспит.
– А мне кажется, что все-таки эта книга ‒ про рыбалку. Про то, что надо ловить столько рыбы, сколько надо для еды, и не больше. Вот рыбак поймал и на завтра, и на послезавтра. А остальную рыбу в море оставил. Пусть плавает, ее другие поймают.
– Да, правильно. Потому что если сделать так, как турист хочет – заводы всякие построить, корабли, – то не будет уже такого красивого берега. И птицы улетят, и рыбы уйдут. Только хуже будет.
– Мне рыбак нравится. А турист нет. Не могу объяснить почему. Неприятный он – и всё тут.
В общем, уроки рыбалки у каждого свои.
Анна Рапопорт

Коментарі
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
