Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Рыжий среди черных, черный среди рыжих
«История про кошку Розалинду» – психотерапевтическая сказка и для детей, и для взрослых (особенно для бабушек и дедушек).
Поэтому лучше всего ее читать вслух, собравшись вместе большой семьей. И после чтения дать слушателям возможность высказаться: наверняка у каждого найдется что вспомнить, перебирая примеры из собственной жизни! Потому что, конечно, это история не про кошек, а про людей, не про цвет шерстки, а про наши характеры, привычки и образ жизни. И кошачья семья – лишь удобная проекция любой человеческой семьи, в которой сменяются поколения.
Установление сходства между детьми и родителями – любимая забава многих взрослых. «Вылитый папа», «глаза как у мамы, а подбородок – от дедушки», – думаю, ни один ребенок не избежал подобных сравнений. Взрослым важно установить фамильное сходство, подтверждающее: да, этот – наш! Богатое и почтенное кошачье семейство из дома на Черном холме в этом отношении ничем не отличается от людей: весь их древний род славится абсолютно черной, как уголь, шерстью. И эта наследственная черта вызывает законную гордость у господина Казимира и его жены Каролины.
Но вот однажды у госпожи Каролины рождаются четыре черных и один рыжий котенок. «Нет, этого просто не может быть!» – пробормотал господин Казимир, растерянно разглядывая своего пятого ребенка. К тому же, Розалинда (именно так назвали рыжую кошечку) не похожа на других членов почтенного семейства и в остальных своих чертах – она все делает по-своему и совсем не так, как это принято в доме на Черном холме. Она гоняется за бабочками, дружит с мышами и собаками – в общем, ведет себя столь вызывающе, что госпоже Каролине часто хочется сделать вид, будто это вовсе не ее ребенок, а чей-то чужой.



Читая эту книгу с ребенком, важно не пропустить «момент истины». И он именно здесь: ребенок ведет себя не так, как нужно взрослым. Кто виноват? И что делать? Абсолютное большинство читателей независимо от возраста встанут на сторону родителей: Розалинда должна вести себя правильно! Так, как принято в этом доме. Правила необходимы, они обеспечивают спокойствие, комфорт и безопасность. Об этом говорят детские психологи и педагоги. Соблюдай правила – и все будет хорошо. А если кто-то не хочет соблюдать наши правила, то…
Что?
Главная потребность ребенка – быть любимым. Поэтому отвергание родителями – одна из самых страшных, непереносимых для него ситуаций. Петр Вилкон переворачивает эту ситуацию с ног на голову. «Мамочка, мне кажется, всем будет легче, если я навсегда уйду из дома. Позволь мне самой устроить свою жизнь», – говорит Розалинда.
Не родители отвергают ребенка, а ребенок отвергает их! Оказывается, с родителями можно спорить. Оказывается, никто не обязан следовать фамильным традициям и вести себя так «как принято». Оказывается, всегда есть выбор: быть как все или быть самим собой. И еще, оказывается, «незыблемые» правила могут меняться.
Понимание этого нелегко дается детям. И еще труднее – родителям. Одна моя знакомая сочла эту книгу совершенно возмутительной: ведь здесь напрямую пропагандируется непослушание и уход из дома! А как же семейные ценности? В этих словах есть доля истины, но именно доля. «История про кошку Розалинду» – это история не столько об уходе, сколько о возвращении. Рыжая Розалинда возвращается к родителям сначала в телепередаче (она становится певицей). А потом однажды привозит своих детей познакомиться с бабушкой и дедушкой. «Вслед за Розалиндой в комнату гуськом вошли малыши, похожие на рыжие комочки, а позади всех ковылял один… абсолютно черный котенок». Этот черный котенок так похож на своего дедушку, что Розалинда дала ему фамильное имя – Казимир. И она совсем не понимает, как воспитывать этого малыша: ведь он все делает по-своему и совсем не так, как принято в рыжем семействе!
«Госпожа Каролина встретила внуков с распростертыми объятиями, а господин Казимир вдруг почувствовал, как в душе у него что-то перевернулось. Скоро и все окружающие заметили, как он переменился: теперь глава семейства большую часть времени проводил со своими внуками – ведь его дочь Розалинда то и дело уезжала на гастроли».

Можно не беспокоиться – семейные ценности в безопасности; эта книга не нанесет им ни малейшего урона. Правда, ценностью здесь является не патриархальность и консерватизм, не стремление во всем подражать предкам и безусловное послушание. Главная семейная ценность – это внимание к каждому члену семьи, каким бы странным ни казался его внешний вид или манера поведения. Это гибкость и способность к компромиссу. И уважение – не только детей к родителям, но и родителей к детям. Ведь, как говорила замечательный французский психоаналитик Франсуаза Дольто, ребенок – это «личность, переживающая пору своего детства, личность, которая, по сути, уже есть то, чем будет всегда». Мне кажется, об этом стоит помнить всегда.
Анна Рапопорт
Коментарі
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
