
Re: цензії
- 10.07.2025|Дана Пінчевська"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
- 10.07.2025|Володимир СердюкАнтивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Блогер у блогера книжку украл: Германия спорит о романе 17-летней Хелене Хегеман
В Германии разрастается скандал вокруг романа "Axolotl Roadkill", номинированного на главный приз Лейпцигской книжной ярмарки. Мало того, что его считают "антилитературой", 17-летнего автора обвиняют еще и в плагиате.
Непросто припомнить, какая еще книга в последнее время вызвала столь многочисленные и столь противоречивые отклики немецких литературных критиков, как эта. Разве что воспоминания Гюнтера Грасса, в которых тот впервые признался, что служил в конце войны в войсках СС, столь же сильно "разогрели" обычно интеллектуально-невозмутимых и политкорректно-скучных рецензентов крупнейших немецких газет и журналов. Но сейчас речь идет не о нобелевском лауреате Грассе - мэтре, книги которого переведены на десятки языков и известны во всем мире, а о семнадцатилетней девчонке, написавшей свой первый роман.
Стратегия скандала или попадание в болевую точку?
"Жесткая, жестокая, вульгарная вещь", - пишет о ее книге газета Frankfurter Allgemeine. "Необузданный выброс болезненного, галюционирующего сознания", - вторит еженедельник Zeit. "Точно рассчитанная маркетинговая стратегия скандала", - убежден рецензент Frankfurter Rundschau.
Но есть и совсем другая точка зрения. Верена Ауфферман (Verena Auffermann), председатель жюри Лейпцигской книжной ярмарки, усматривает здесь параллели со знаменитым романом Франсуазы Саган "Здравствуй, грусть". "Появление романа "Здравствуй, грусть", - напоминает она, - тоже сопровождалось грандиозным скандалом. А с высоты сегодняшнего дня посмотреть - так это просто смешно. Есть книги, которые попадают в точку, в болевую точку, интуитивно улавливая дух времени. Отсюда и шум".
Параллели действительно можно провести. Вышедший в 1954 году дебютный роман Франсуазы Саган тоже называли вульгарным, и автору его было всего 19 лет. То есть Франсуаза Саган была ненамного старше 17-летней Хелене Хегеман (Helene Hegemann), чью книгу - она называется "Axolotl Roadkill" - столь горячо обсуждают сейчас в Германии.
Из-за чего же разгорелся весь этот сыр-бор, что накалило литературные страсти?
Эксгибиционизм и свобода
Фабулы, как таковой, в романе "Axolotl Roadkill" нет, сюжет почти не развивается. Есть трагическая история лирической героини, есть много, в принципе, повторяющихся сцен из жизни молодежного дна, чуть-чуть - для контраста - элитарной тусовки (отец героини относится к культурной элите), много техно-музыки, секса, наркотиков, битых морд, радикального подросткового жаргона, - вот, в общем-то, и все.
Язык романа - очень простой, фрагментарный, рваный. Хелене Хегеманн обходится почти без прилагательных и придаточных, зато в каждой второй - ну, не второй, так пятой - строчке: "он сказал", "она сказала", "они сказали"... Это язык блогеров, излияния фейсбука, эксгибиционистская раскованность анонимных "ников" в форумах и чатах. Но литература ли это?
"Несомненно!" - считает Карин Фишер (Karin Fischer), обозреватель радиостанции Dеutschlandfunk. "Конечно, - оговаривается она, - если литературу определять как что-то, что находится между первой и последней страницами книжного переплета, то написанное в Cети - не литература. Но сегодня границы литературы размыты, в интернете родилась новая культура, которую отчасти представляет и книга Хегеман. Здесь особая аутентичность, люди рассказывают о своей собственной жизни, они спонтаннее, свободнее, они раскрывают душу..."
Другие доброжелательно настроенные критики пишут даже о "смене литературных парадигм". Флориан Феликс Вейх (Florian Felix Weyh) более осторожен. "Дети не создают великой литературы", - подчеркивает он, называя роман Хегеман "литературой переходного возраста". Однако Вейх возмущен реакцией тех своих коллег, которые свысока, нередко с язвительной снисходительностью отзываются о романе "Axolotl Roadkill": "Хегеман рассказывает о наболевшем, и слабости ее книги - возрастного характера".
Обвинения в плагиате
Масла в огонь дискуссии подлили сообщения о том, что целые пассажи, сцены, диалоги в "Axolotl Roadkill" - это плагиат. Они взяты (переписаны строчка за строчкой!) из блога сетевого литератора, скрывающегося под псевдонимом Airen. Защитники Хегеман доказывают, что в Сети принято цитировать друг друга, не закавычивая цитат и не указывая имени автора.
Критики романа возмущены: плагиат есть плагиат, и закона об авторских правах никто не отменял. Тем не менее, книгу Хегеман номинировали на приз Лейпцигской книжной ярмарки. Там пройдут "громкие читки" "Axolotl Roadkill" - как, кстати, и сетевого романа "Strobo" блогера Airen, у которого списывала Хегеман. "Strobo" вышел, между прочим, еще до романа Хегеман, но прошел совершенно незамеченным. Почему? Загадка.
Автор: Ефим Шуман
Фото: dw-world.de
Коментарі
Останні події
- 14.07.2025|09:21V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» презентує цьогорічну програму
- 11.07.2025|10:28Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
- 10.07.2025|23:18«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
- 08.07.2025|18:17Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
- 01.07.2025|21:38Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
- 01.07.2025|18:02Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року