
Re: цензії
- 15.05.2025|Ігор ЧорнийПірнути в добу романтизму
- 14.05.2025|Валентина Семеняк, письменницяМіцний сплав зримої краси строф
- 07.05.2025|Оксана ЛозоваТе, що «струною зачіпає за живе»
- 07.05.2025|Віктор ВербичЗбиткування над віршами: тандем поета й художниці
- 07.05.2025|Ігор ЧорнийЖиття на картку
- 28.04.2025|Ігор ЗіньчукЗаборонене кохання
- 24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
- 21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мовиДжерела мови російського тоталітаризму
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
Видавничі новинки
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
Літературний дайджест
Шансон де жест
В своей новой книге Юрий Цивьян материализует карпалистику — науку о философском осмыслении жестов, которой в романе Набокова «Пнин» занимается главный герой.
Юрий Цивьян. На подступах к карпалистике. Движение и жест в литературе, искусстве и кино. М.: НЛО, 2010.
В истории бывали случаи, когда наука, придуманная каким-нибудь писателем, со временем приобретала статус вполне реальной дисциплины. Например, очертания психоистории, фигурирующей в цикле романов Айзека Азимова «Основание», угадываются сегодня в так называемой клиодинамике. Изобретённая Альфредом Жарри патафизика не только легла в основу шуточной «науки об исключениях», но и дала название знаменитому международному проекту (Collège de Pataphysique), объединившему таких мыслителей, как Мишель Лейрис, Умберто Эко и Жан Бодрийяр.
Вот и Юрий Цивьян в своей новой книге частично материализует карпалистику — науку о философском осмыслении жестов, которой в романе Набокова «Пнин» занимаются главный герой и профессор Лоренс Клементс (слово «карпалистика» восходит к позднелатинскому carpus — «кисть руки»).
Возникает, конечно, вопрос, где лежит демаркационная линия, разделяющая карпалистику и, например, кинесику, также отвечающую за изучение жеста. Как пишет Цивьян, «предметом изучения в новой дисциплине будут не движения и жесты сами по себе, не их словарное значение, а способы обращения с жестами, иначе говоря, жестовые приёмы». Если перефразировать известное определение Якобсона, касающееся сущности поэтического языка, то можно сказать, что предметом исследования в книге Цивьяна является жест в его эстетической функции.
Способность некоторых жестовых приёмов функционировать в разных видах искусства позволяет автору заниматься эффектным сближением внешне «далековатых понятий». В одной из глав, например, анализируются те случаи, когда графологическим жестом смерти становятся неразборчивые строчки прощального письма, начертанные «слабеющей рукой». Это даёт возможность найти связующие нити между, казалось бы, совершенно автономными сюжетами: докладной Башмачкина о собственной кончине в фильме Козинцева и Трауберга «Шинель», последним письмом куртизанки Маргариты к Арману в романе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», заключительными строчками стихотворения Михаила Кузмина «Эпилог», «следом» сердечной спазмы на страницах рукописи Эйзенштейна, расплывающимся словом «нембутал» в предсмертной записке Лили Брик и т.д.
Однако читатель, который решит потратить время на книгу Цивьяна, должен помнить, что перед ним не столько пролегомены к новой научной дисциплине, дающие в руки будущего исследователя детально разработанный понятийный аппарат и концептуальную схему дальнейших действий, сколько серия детективных новелл одинаковой степени увлекательности.
Как и Аби Варбург, Цивьян полагает, что Бог — в деталях. Поэтому методология, апробированная «На подступах к карпалистике», в полной мере соответствует так называемой «уликовой парадигме». Человек, путешествующий по страницам книги Цивьяна, неизбежно оказывается в положении доктора Ватсона, который с неослабевающим интересом следит за «дедуктивными» построениями Шерлока Холмса. Красоту и убедительность этих построений нельзя не оценить, но извлечь из них чёткий и универсальный алгоритм, безотказно действующий во всех случаях без исключения, практически невозможно.
Впрочем, сам Цивьян исходит из того, что «для частных явлений должны создаваться частные теории». Задачи исследователя, по его мнению, близки задачам художника и заключаются, помимо прочего, в «столкновении источников, литературном бильярде, филологическом монтаже». Махровый позитивист, разумеется, будет морщиться от подобного рода деклараций, но любой непредвзятый читатель с удовольствием примет указанные правила игры: они ни в коем случае не грозят ему проигрышем.
Алексей Коровашко
Коментарі
Останні події
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
- 14.05.2025|10:05Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
- 14.05.2025|09:57«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
- 09.05.2025|12:40У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
- 09.05.2025|12:34Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
- 07.05.2025|11:45Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»