Re: цензії

27.06.2025|Ірина Фотуйма
"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом
12.06.2025|Ігор Зіньчук
«Європейський міст» для України
07.06.2025|Ігор Чорний
Сни під час пандемії
03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Каміння не мовчить: контур герменевтики

Літературний дайджест

01.04.2013|18:55|Папмамбук

Путешествие в палеолит

о, что книги – это настоящие машины времени, известно давно.

А для энциклопедии «Мы живем в каменном веке» перенесение маленьких читателей в далекое прошлое – это и есть главная задача.

Мария  Климова
Мария Климова
Екатерина Завершнева
Художник И.Багаева
Издательство 
«Пешком в историю», 2011 г.

Сначала мы вместе с детьми пробуем разобраться, что такое энциклопедия. «Это где про все написано для детей, чтобы они знали, как раньше было», «Это где про динозавров» – постепенно выясняем, что не обязательно про динозавров и не всегда для детей, но действительно, для того чтобы читатели «знали». 
А что такое «каменный век»? «Это до Средних веков», «Это когда дома строили из камня», «Это когда все было из камня» – мы вместе представляем странный мир, в котором и люди каменные, и еда у них каменная, ну и дома, конечно, тоже. Наконец, дети вспоминают про каменные топоры, а родители не выдерживают и подсказывают понятие «орудие труда» – вот и с «каменным веком» прояснилось.

По мере чтения быт людей времен палеолита представляется нам более подробно. У входа в пещеру – вонючий мусор, шкуры дубят мочой, на зубах хрустят крылья саранчи... Дети дружно кривятся: «Фууу!» Сначала было решили, что даже ягод и меда не было, но обрадовались, когда оказалось, что изредка, но и предкам бывало сладко.

Все-таки нам повезло, что мы живем не в то время. Но зато мы можем с легкостью в него поиграть! Правда, слушатели осторожничают (мало ли что еще встретится на глянцевых страницах…), и если мужчинами племени согласны стать почти все мальчики, то большинство девочек предпочитают роль первобытных детей, а не женщин. Я читаю описания женской и мужской работы, и дети синхронно проигрывают эти действия (на помощь снова приходят активные мамы). Так мы практически на собственном опыте убеждаемся, что мамонта мало загнать в ловушку, – его еще как-то надо оттуда достать! Ох, нелегко было первобытным охотникам...

Постепенно оживают мифы, праздники. Через попытки объяснить «соплеменникам» без слов, одними жестами, простенькую фразу, обнаруживаем, как важна для нас, сегодняшних, речь. А потом обсуждаем, чем вообще мы похожи на первобытных людей (первая же гипотеза: «У нас тоже вроде как племена, и войны между ними»).

Конечно, всю энциклопедию за раз не прочесть. Но то, как она организована – несколько пунктирно, с небольшим основным текстом по каждой теме и «факультативными» подписями к иллюстрациям и фотографиям, – помогает делать чтение более индивидуальным, варьировать объем и содержание в зависимости от того, кто читает или слушает.

Текст простой и понятный, сюжеты так и просятся в игру – а ведь именно через нее ребенок закрепляет и усваивает прочитанное. Поэтому занятие вышло вполне интерактивным. Да и трудно оказалось, если честно, читать такой текст больше чем двум-трем детям. Без игр или разговоров слушатели быстро начинали сникать: все-таки информации много, и долго сохранять внимание, видимо, сложно. Поэтому мне часто приходилось себя сдерживать. Но в итоге, как мне кажется, главный результат нашего общения – возникший интерес к теме, которая оказалась намного шире тех представлений, которые были у детей до этого.

Читая энциклопедию, мы действительно немного «пожили» в каменном веке. История стала личной, окрашенной собственным опытом: вот свечка и книжка – и оказывается, что нам нравится смотреть на огонь и слушать старшего так же, как и пращурам... Прошлое встретилось с настоящим. Машина времени вернула нас в сегодняшний день.

Иллюстрация из книги



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

26.06.2025|19:06
Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
26.06.2025|14:27
Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
26.06.2025|07:43
«Антологія американської поезії 1855–1925»
25.06.2025|13:07
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
25.06.2025|12:47
Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
25.06.2025|12:31
«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
25.06.2025|11:57
Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
25.06.2025|11:51
Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
20.06.2025|10:25
«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
18.06.2025|19:26
«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем


Партнери