
Re: цензії
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
- 26.05.2025|Ігор ЗіньчукПрагнення волі
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Всё о паровозах
Из случайного уличного диалога: «Мам, как устроен паровоз?» – «Ну, если взять чайник, поставить его на колеса и заставить кипеть, вот это примерно и будет паровоз…»
Смешно? А ведь на самом деле очень трудно бывает объяснить маленькому ребенку, отчего паровоз едет, как все эти блестящие штуки в нем соединены и движутся. И отмахнуться от этих вопросов не получается, потому что многие дети по-настоящему влюблены в паровозы и паровозики. А хороших детских книжек на эту тему, учитывающих особенности восприятия мира ребенком, очень мало. Но недавно вышла книга Марины Улыбышевой «От паровоза до “Сапсана”», которая способна надолго удовлетворить любопытство самого взыскательного маленького любителя паровозов.
Педагог, журналист
Марина Улыбышева
Художники: Ольга Громова,
Наталия Кондратова,
Елена Поповская
Издательский дом «Фома»,
2012
Оказывается, самый первый «паровоз» изобрел вовсе не Джордж Стефенсон. Еще в 1801 году англичанина Ричарда Тревитика побили чуть не до смерти за изобретение «сопящего дьявола» – самодвижущейся паровой телеги. А в России первые паровозы называли «пароходами» и долго сопротивлялись их массовому распространению – дескать, домашняя скотина от производимого ими страшного шума передохнет, а куры перестанут нести яйца. Оказывается, самая первая железная дорога в России занимала всего несколько верст, соединяя две летние императорские «дачи» – Павловск и Царское Село. Но из увеселительной затеи она быстро превратилась в важнейшую транспортную артерию между двумя столицами. Оказывается, вокзалы в Москве и Петербурге создавал знаменитый архитектор Константин Тон, тот самый, что построил в Москве Большой Кремлевский дворец и храм Христа Спасителя, а саму железную дорогу проектировали военные инженеры. Оказывается, в самых первых вагонах не было ни отопления, ни освещения, и путешествовать с относительным комфортом можно было только летом. Оказывается, и самые первые билеты на самой первой железной дороге в России были необычными – не бумажными, а металлическими, в виде жетонов. И еще много чего другого интересного выясняется, если понемногу читать замечательную книжку Марины Улыбышевой.
Она совсем не похожа на привычные детские энциклопедии. В ней нет коротких текстов, хаотически рассыпанных по страницам, как нынче модно делать. Книга эта больше напоминает познавательные издания из детства нынешних взрослых, в которых популяризаторы науки вели с ребенком увлекательный разговор, а не вбрасывали в него готовые короткие биты информации. Может быть, молодые родители скажут, что такой тип познавательного текста уже не воспринимается современными детьми и они нуждаются в ярком, динамичном потоке информации, к которому привыкают с пеленок. Но на самом деле всегда есть такие дети (и их довольно много), которые предпочитают «медленное чтение» и толстые книги. Часто они растут в тех семьях, где много читают вслух. Книга Марины Улыбышевой тем и хороша, что соединяет в себе информативность энциклопедии и увлекательность исторических приключенческих рассказов для детей. На ее страницах сама история предстает в том значении, которое придавали ей древние греки, – как интересный случай, происшедший некоторое время назад . А ведь именно так и воспринимают прошлое маленькие дети.
История здесь неспешно рассказывается , а не только показывается с помощью картинок (хотя в книге огромное количество замечательных иллюстраций, выполненных с мягким юмором). Сложная и разнообразная энциклопедическая информация подается без «ученой» сухости. Яркие, неожиданные факты, собранные автором, легко складываются в сознании ребенка в мозаичную картинку, и ему хочется немедленно пересказать эти истории еще кому-то. Книжку хорошо читать вслух, не спеша, понемногу, и долго разговаривать о прочитанном. А еще лучше – взять ее с собой в настоящий поезд дальнего следования и там читать детям, засыпающим под стук колес.
Книга состоит из несколько самостоятельных законченных частей, которые можно читать вразнобой, выбирая то, что интересует сейчас больше всего, а можно и подряд – тогда история развития железных дорог России предстанет перед ребенком более объемно. Первая часть называется «Царскосельская чугунка» и посвящена самой первой железной дороге в России. Вторая, «От столицы до столицы», рассказывает о том, с какими трудностями столкнулись создатели трассы Москва–Петербург. Следующая часть носит название «Всегда первый». В ней рассказывается о человеке, памятник которому стоит в Москве на знаменитой площади Трех вокзалов и о котором дети (да и взрослые тоже) почти наверняка ничего не знают. Павел Мельников – создатель первой российской железной дороги, первый министр путей сообщения, автор первого учебника о железных дорогах, создатель первого училища для машинистов (неимущим студентам он выплачивал стипендии из своего кармана) и первой школы для детей железнодорожников. Словом, действительно, всегда первый. В четвертой части, «Гвардейцы железных дорог», читатели узнают о профессии инженера-путейца, о том, зачем нужны приборы с загадочными названиями «теодолит», «экер», «нивелир» и почему инженер-железнодорожник должен уметь разводить костер и даже стрелять из ружья. В последней части книги рассказывается о самых необычных паровых машинах, которые были придуманы за всю историю человечества.
Павел Петрович Мельников" src="http://www.papmambook.ru/images/upl/tinymce/articles_640_51adc301b046121d17bb7559bf9925e2246a283cb341b.jpg" alt="Павел Петрович Мельников" />
Книга «От паровоза до “Сапсана”» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но читать ее самостоятельно можно только начиная лет с девяти, так как некоторые рассказы изобилуют специальной информацией, интересной ребятам, уже всерьез увлекшимся железнодорожной тематикой. Но в любом случае, после прочтения этой книги поезда, бегущие по рельсам, навсегда перестанут быть просто средством передвижения.
Елена Литвяк
Коментарі
Останні події
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем