
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Квак и Жаб на всю жизнь
Американский писатель Арнольд Лобел придумал множество историй про двух лягушек по имени Квак и Жаб.
Английские дети не одно десятилетие зачитываются этими историями.
Как только Квак и Жаб заговорили по-русски, книгами Лобела стали зачитываться и российские дети.
Истории про двух лягушек с удовольствием слушают дошкольники. А для тех, кто уже начал читать самостоятельно, эти книги являются прекрасным стартом: крупные буквы, большие картинки, короткие тексты (можно прочесть одну историю за 10-15 минут и не устать).
О чем же эти истории, и в чем непреходящее обаяние их персонажей?
Главные герои, как уже говорилось, лягушки. Но ни их привычки, ни их жилища, ни их рацион ничего общего с настоящими лягушечьими не имеют. Квак и Жаб, как нарисовал их Лобел, – это такие человекообразные фрики, только внешне напоминающие лягушек.
Главное в них – большие глаза и огромные беззубые рты, определяющие всю «конституцию» и характеры: мешковатые, аморфные, явно беззлобные – т.е. вообще лишенные какой бы то ни было агрессивности.
Кроме того, беззубые рты – это признак неизжитого младенчества. Кваку и Жабу свойственно то, что писатель Борис Минаев применительно к Незнайке назвал «обаятельным идиотизмом».
Но «обаятельный идиотизм» свойственен и Винни-Пуху, и, в какой-то мере, Карлсону, и многим другим персонажам, которым суждено «застрять в детстве» и которым свойственно детское восприятие и детское мышление. Квак и Жаб органично вписываются в этот ряд.
К примеру, они пытаются понять смысл выражения «Весна уже за углом». К чему сводятся их «философские рассуждения»? К описанию действий, которые произвел Квак, отыскивая угол, за которым могла оказаться весна: дошел до одного угла – там нет никакой весны, уперся в другой угол – и там тоже ее нет. Ходил-ходил в поисках нужного угла, и, так ничего и не найдя, вернулся домой. И вдруг обнаружил, что у дома светит солнце и расцветают цветы. Какой вывод делают друзья? Нужно было найти ТОТ САМЫЙ угол.
Все это легко вписывается в «детскую логику», не признающую метафор: если много думать, в голове появятся мысли, она наполнится, как мешок, и станет больше размером. И тогда с нее не будет соскакивать шляпа, которая оказалась велика.
Такой способ рассуждений характерен для детей трех-четырех лет и даже для некоторых пятилеток. Но последние уже способны взглянуть на вещи «реалистически», уловить ошибку в подобной логике и посмеяться над ней. Не говоря уже о детях шести или семи-восьми лет, которые читают книжку самостоятельно. Для них подобные способы мышления – это пройденный этап, они их уже переросли или вот-вот перерастут.
А вот Квак и Жаб счастливо избавлены от взросления и интеллектуального развития. От истории к истории, от книги к книге они руководствуются все той же детской логикой: много печенья есть вредно; чтобы этого вреда избежать, надо проявить силу воли. Сила воли – это то, что позволяет не есть печенье. Если печенья вдруг не стало, значит силы воли сделалось очень много. А раз силы воли полно, можно ее к чему-нибудь применить. Например, к блинчикам. Но блинчики надо сначала напечь и поесть, а уж потом…
И ребенок, у которого наряду с мышлением развивается еще и чувство юмора, ощущает свое превосходство над персонажами, которые с завидным постоянством воспроизводят «детскую» логику. Превосходство ребенка-читателя похоже на отношение старшего к младшему.
Однако «обаятельным идиотизмом» образы Квака и Жаба не исчерпываются.
В историях про Квака и Жаба есть нечто очень важное и привлекательное – их отношения друг с другом. Мало сказать, что эти отношения трогательные. Истории про Квака и Жаба, по большому счету, – истории о любви. Но эта любовь невероятно деятельная и творческая. Почти каждая история, повествующая о каком-то событии, непременно коснется и выражения чувств: как заботиться о другом, как утешить другого или сделать ему приятное, как помочь, как подбодрить, как порадовать и развлечь. Чувства Квака и Жаба друг к другу разнообразные, но всегда «положительные». Много-много положительных чувств и эмоций. Ни тени зависти или корысти. Никаких тайных мыслей, никаких разъедающих подозрений.
В области чувств Квак и Жаб ведут себя совсем не по-детски. Наоборот, они демонстрируют невероятную эмоциональную развитость и отзывчивость.
И не случайно в книге мало других персонажей. В некоторых историях их нет совсем, а в некоторых они играют ситуативную, вспомогательную роль. Все повествовательное пространство отдано Кваку и Жабу, не только их действиям, но и переживаниям – узнаваемым и понятным ребенку.
Счастливые и устойчивые отношения Квака и Жаба являют собой образец полного приятия друг друга. Поэтому и окружающий их мир кажется устойчивым и гармоничным.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025