Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Уцелевший в огне
Я помню, что чтение сказок Андерсена было связано у меня с глубокими и сложными переживаниями.
Некоторые из этих сказок и теперь меня волнуют. Поэтому своему пятилетнему сыну я пока читаю Андерсена с осторожностью, выборочно. К примеру, сказки «Свинопас», «Принцесса на горошине» и даже «Огниво» Федор воспринял без особых душевных потрясений. Но недавно нам подарили красивое издание «Стойкого оловянного солдатика» – и тут уж пришлось поплакать.
Однажды мальчику в день рождения подарили коробку с оловянными солдатиками… Слушающий эту историю Федор радовался так, как будто сам получил этот чудесный подарок. «Были они красавцы писаные: мундир синий с красным, ружье на плече, взгляд устремлен вперед!» Жаль, что олова от ложки немного не хватило, и один из солдатиков получился одноногим, но Федора это не слишком огорчило. Мне кажется, он сразу понял, что этот солдатик особенный.
Потом Федор принялся рассматривать нарисованные игрушки в детской. Тут были и плюшевый медведь, и цирковой слон, и картонный замок с прелестной танцовщицей, и железная дорога с заводным паровозом. На иллюстрациях П. Дж. Линча они изображены с завораживающей достоверностью или очень правдоподобно. Кажется, протяни руку – и ты до них дотронешься. А ночью, когда люди легли спать, «игрушки сами стали играть в гости, потом в войну, а затем устроили бал». Федор был в восторге!

Мы прочитали, что солдатик и танцовщица встретились и полюбили друг друга. Этот эпизод не вызвал у Федора каких-то особенных эмоций. Он просто принял к сведению эту информацию.
Но зато он с интересом и вместе с тем с напряжением слушал обо всех приключениях солдатика: как он выпал из окна, застрял вверх ногами между булыжниками мостовой, на бумажном кораблике отправился в плавание по сточной канаве, столкнулся со страшной крысой, а потом оказался в желудке огромной рыбы. И Федор был очень счастлив, когда эта рыба попала на обед в тот самый дом, где жил мальчик, и солдатик снова увидел свою танцовщицу.

Но окончание истории не совпало с Федиными ожиданиями.

Сначала Федор не хотел принимать то, что произошло. Он тут же придумал благополучный финал, в который, казалось, сам поверил: в нужный момент подоспели пожарные и потушили огонь в печи. Солдатик был спасен – разве что немного испугался (Федор допускает, что стойкий и отважный герой тоже может бояться, но он этого не показывает). А потом солдатик женился на танцовщице, и у них родился прекрасный мальчик – маленький игрушечный робот.
(В прошлом году мы вместе с Анной Рапопорт были на экскурсии в одной из действующих пожарных частей Петербурга. И там дети залезали в настоящие пожарные машины, мерили защитные каски и огнеупорные сапоги и даже тушили из пожарного рукава специально для этого подожженную ветошь. С тех пор Федор нисколько не сомневается в героической смелости пожарных, способных вовремя прийти на помощь.)
Потом в разговорах мы с Федором не раз возвращались к прочитанной сказке. И теперь уже сын хотел отомстить злому и коварному троллю. Он с воодушевлением рассказывал, что мальчик, которому подарили оловянных солдатиков, узнал о каверзах тролля и наказал его, бросив в огонь вместе с табакеркой. Думаю, Федору было важно не только спасти любимых героев, но и восстановить справедливость – и это стало следующим этапом осмысления истории.
Спустя несколько дней мы посмотрели мультфильм по мотивам этой сказки. И Федор вдруг разрыдался. Мне кажется, он наконец примирился с неизбежностью «несчастливого» конца и отдался своим горестным переживаниям. Наплакавшись вволю, он попросил меня больше не читать ему таких грустных сказок. А когда совсем успокоился, сказал, что из кусочка олова в форме сердечка и блестки, украшавшей платье, можно попробовать сделать новых солдатика и танцовщицу.

***
Федор пытался изменить финал этой сказки и даже в гибели героев искал надежду на продолжение жизни. И дело здесь, наверное, не в легкомысленности или особой чувствительности, а в естественном для ребенка его возраста оптимизме.
Корней Чуковский в своей книге «От двух до пяти» очень убедительно написал, что маленький ребенок искренне верит, будто жизнь должна быть наполнена радостью и поэтому стремится к благополучию в сказках: «… дети на каждом шагу создают для себя иллюзию счастья и зорко следят, чтобы она не терпела ущерба».
Федор получил новый эмоциональный опыт, переживая смерть героев, но он пока ничего не знает о любви, придающей стойкости, и самопожертвовании ради любви, хотя и напевал несколько дней пронзительную мелодию Яна Френкеля из этого мультфильма: «Да, любимая, да. Нет, любимая, нет…»
«Стойкий оловянный солдатик». Режиссер Лев Мильчин, «Союзмультфильм», 1976
Ксения Зернина
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
