
Re: цензії
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
- 26.05.2025|Ігор ЗіньчукПрагнення волі
- 26.05.2025|Інна КовальчукДорога з присмаком війни
- 23.05.2025|Ніна БернадськаГолос ніжності та криці
- 23.05.2025|Людмила Таран, письменницяВитривалість і віру маємо плекати в собі
- 15.05.2025|Ігор ЧорнийПірнути в добу романтизму
Видавничі новинки
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Как выбрать между принцессой и рыцарем?
Издательство «Клевер» выпустило «Котобоя» Андрея Усачева с рисунками Игоря Олейникова.
Но выпустило «хитро» – одна и та же книга вышла под двумя разными обложками. На одной обложке нарисована кошка в окружении матрешек, на другой – кораблик. И та, и другая картинка – олейниковские. Зачем так сделано? Это интересный маркетинговый ход. Обложка – это своего рода визитная карточка книги, и ее привлекательность серьезно влияет на решение покупателя приобрести книгу. Поэтому издательство решило включить «в работу» гендерный принцип: кошка – это «приманка» для девочек, кораблик – для мальчиков. Хотя содержание под обеими обложками одно и то же.
«Папмамбук» решил проверить, действительно ли при выборе обложки работает гендерный принцип, и провел небольшое исследование.
Мы решили, что придем к детям, покажем им книжные обложки и попросим выбрать ту, которая им нравится. Но не станем ограничиваться «Котобоем», а предложим несколько «серий» для выбора.
С чем в нашем представлении связываются гендерные предпочтения детей? Нам кажется очевидным, что мальчиков интересует «война», а девочек – куклы; мальчикам интересны механизмы, девочкам – что-то из области домашнего хозяйства; если выбирать между принцессой и рыцарем, то девочки непременно выберут принцессу, а мальчики – рыцаря.
То есть в основе наших предпочтений лежат представления об идеальной мужественности и идеальной женственности. И эти представления, как мы видим, довольно архаичны, то есть воспроизводят ценности предшествующих исторических эпох.
По этому принципу мы и попытались подобрать книжные обложки для исследования и составить из них пары.
Первую пару составили две обложки «Котобоя».
Вторую пару – книги «Ледовое побоище» с изображением рыцарей на обложке и «Сказки о прекрасных царевнах».
На обеих обложках третьей пары книг изображены принцессы. Но на одной («Сказки о прекрасных царевнах») изображение принцессы очевидно тяготеет к глянцу, а принцесса с другой обложки вряд ли могла бы претендовать на статус подиумной красавицы, и в ее изображении проглядывала ирония.
В четвертой паре предлагалось сделать выбор между олейниковской кошкой и иронической принцессой.
В опросе приняли участие 119 детей из двух школ: 56 второклассников и 63 четвероклассника.
Почему мы решили опрашивать вторые и четвертые классы?
Второклассники – это дети, которые в принципе уже хорошо читают. И уже читают книги. Но они еще все-таки маленькие. И их чтение стартовало относительно недавно. Четвероклассники – это рубежный возраст. Они уже одной ногой в средней школе. Если четвероклассник читает, это почти наверняка означает, что он будет читающим ребенком. И он уже умеет выбирать книги сам. Точнее, должен уметь. Это период превращения в младшего подростка, который связан с новыми границами самостоятельности.
Вот что у нас получилось.
Второклассники
Второклассники отреагировали на обложки «Котобоя» так, как и предполагали в издательстве. Подавляющее большинство девочек (24 из 28) выбрали обложку с кошкой. А подавляющее большинство мальчиков (23 из 28) выбрали обложку с корабликом.
Но уже при выборе во второй паре книг гендерный принцип был несколько нарушен. То есть мальчики, как и ожидалось, выбрали обложку «Ледового побоища».
А вот девочки-второклассники пошли против гендерного принципа: 16 из 28 (то есть большинство) выбрали «Ледовое побоище».
Между «глянцевой» и «ироничной» принцессой выбирали так: только один мальчик выбрал «безусловную» красоту, а все остальные – ироническую принцессу. (Был еще один мальчик, который поначалу вообще отказался выбирать между принцессами, но потом уступил нажиму «организатора».)
Интересно, что большая часть девочек-второклассниц – 17 из 28 – поступили так же, как мальчики: их симпатии оказались на стороне иронично изображенной принцессы.
А вот когда надо было выбирать между кошкой и принцессой, и мальчики и девочки (подавляющее большинство) отдали предпочтение кошке.
Четвероклассники
Выбор четвероклассников был гораздо более однородным и совершенно не соответствовал «гендерному прогнозу» – со стороны девочек.
24 девочки из 33 выбрали обложку с корабликом.
25 девочек выбрали «Ледовое побоище» и 24 – ироническую принцессу.
А в выборе между кошкой и иронической принцессой мальчики и девочки разделились примерно пополам, хотя кошке досталось чуть больше симпатий.
О чем говорят эти цифры
Поведение девочек во время «выборной сессии» нарушало наши привычные представления о том, что им должно нравиться.
Видимо, прежние жесткие гендерные модели уже не являются определяющими для современных девочек.
Если гендерный принцип предпочтений и проявляется в выборе книг, то с возрастом его влияние на этот выбор ослабевает. И, к примеру, книги, связанные с историческими событиями, в том числе военными, оказываются привлекательными и для девочек, и для мальчиков. И корабль как символ приключений – тоже.
Почему во втором классе мальчики предпочитают иронично изображенную принцессу «глянцевой»? Возможно, в силу механизма «действую от противного». Глянцевая принцесса воспринимается ими как «девчачья». Но к началу подросткового возраста мотив выбора, скорее всего, меняется. В этот период у детей уже есть чувство юмора – и оно продолжает развиваться, усложняться. Дети все больше ценят сложно-смешное.
И в этом смысле девочки ничем не отличаются от мальчиков. Для них тоже характерна смена художественных предпочтений. Поэтому иронически изображенная принцесса кажется им более интересной.
Иными словами, гендерные особенности и гендерные предпочтения не являются чем-то абсолютным и сильно связаны с историческими, социальными и культурными изменениями.
И возрастные особенности в выборе книжных обложек, как нам кажется, проявляются с большей наглядностью.
С этой точки зрения, издателям надо бы четче определять возраст предполагаемого читателя и создавать обложку, исходя, в том числе, из возрастных особенностей восприятия.
Хотя, как все мы понимаем, книги для детей покупают взрослые. А они вполне могут руководствоваться архаическими представлениями о мужском и женском – даже если эти представления слабо соответствует действительности.
Но мы ведь будем гнуть свою линию: будем настаивать на том, что детей нужно как можно раньше приобщать к выбору книг, предоставлять им такую возможность, развивать самостоятельность. Так что можно сказать, что сейчас мы закладываем обсуждаем перспективы издательской политики.
И, конечно, обложка должна быть, прежде всего, художественным произведением.
Конечно, мы понимали, что в нашей игре существуют определенные «помехи», мешающие чистоте эксперимента по определению гендерных предпочтений. И они связаны с художественными достоинствами иллюстраций. Но мы постарались выбрать достойные и интересные в художественном отношении обложки, хотя и совершенно разные.
И мы должны сказать, что у читающих детей определенно есть художественный вкус.
Марина Аромштам
Опросы в московских школах № 734 и № 57 проводила Татьяна Каражас.
Коментарі
Останні події
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
- 16.06.2025|23:44Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
- 16.06.2025|16:24«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
- 12.06.2025|12:16«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
- 07.06.2025|14:54Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям