Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Теремок для крошек, который построил Чарушин
А еще в книге есть сказка «Теремок». В исполнении Чарушина эта сказка превратилась в гениальное произведение для малышей – тех, кто только учится слушать сказки.
Евгений Чарушин известен прежде всего как художник-анималист и автор рассказов о животных. Но у него есть и книжки для самых маленьких –сказочно-игровые.
«Шутки» – это коротенькие, в две-четыре строчки, стихотворные подписи под картинками, очень близкие по характеру к фольклорным текстам: простой, понятный ритм, простые, легко угадывающиеся рифмы.
На картинках изображены зверята, птички, рыбки, занятые самыми разными делами. Дела эти очень напоминают детские игры или эпизоды из детской жизни. Вот белочки и мышата качаются на качелях; вот медведица укачивает в люльке медвежат, которые сосут пустышки; вот ежики плавают на кораблике под разрисованным парусом. Есть и «серьезные» ситуации: медвежата сердятся друг на друга: не поделили угощение; зайчик плачет: испугался страшилища, а оно оказалось лягушкой. Все Чарушинские зверята вызывают умиление – такие они милые и пушистые. Пушистыми кажутся даже ежики и лягушки. Это особенность манеры художника. Он рисует нестрашных, неопасных животных. И, превратись они в реальные игрушки, любой малыш с удовольствием взял бы их с собой в кроватку: пусть спят рядышком.

А еще в книге есть сказка «Теремок». В исполнении Чарушина эта сказка превратилась в гениальное произведение для малышей – тех, кто только учится слушать сказки. Что же он сделал?
Текст сказки из прозаического превратился в поэтический: он состоит из коротких строчек с очень простыми рифмами, что лишь усиливает ощущение фольклорной основы. Зато детское внимание может опереться на ритм и рифму.
А еще реплика каждого нового персонажа предваряется словами-звукоподражаниями:
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Что такое звукоподражание? Во-первых, это повторяющиеся слоги: «ав-ав», «мяу-мяу», «ко-ко-ко», «га-га-га» – то есть своеобразный звуковой тренинг, который так необходим ребенку в период освоения речи.
Во-вторых, со звукоподражания начинается активная речь малышей. Поначалу они еще не в состоянии воспроизводить трудные и длинные слова, обозначающие предметы и явления окружающего их мира, но сами эти предметы они уже различают, выделяют и пытаются выразить к ним свое отношение. При этом малыш охотно использует «слова-заместители», которые предлагают ему взрослые: те самые «ав-ав» и «ко-ко-ко».
Понятно, что сказка, которая наполнена такими «понятными» и легкими для воспроизведения словечками, должна привлекать внимание малыша, должна ему нравиться.
Слова-звукоподражания выстраиваются в цепочку, и в конце сказки из них образуется целая песенка. Автор «дирижирует» этим звукоподражательным хором еще и визуально: каждое последующее звукосочетание написано крупнее и жирнее – своеобразная подсказка родителю, как интонировать и менять голос во время чтения.
И если взрослый будет выразительно пищать и квакать, то малыш с какого-то прочтения непременно к нему присоединится. То есть будет участвовать в «чтении» сказки. Поскольку пищать и квакать нужно в определенных местах, то в промежутках требуется слушать и нужный момент «ловить». А это –первые шаги в понимании текста.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
