Re: цензії

…І знову казка
23.01.2026|Ніна Бернадська
Художніми стежками роману Ярослава Ороса «Тесла покохав Чорногору»
20.01.2026|Ігор Чорний
Чисті і нечисті
18.01.2026|Ігор Зіньчук
Перевірка на людяність
16.01.2026|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Зола натщесерце
16.01.2026|В´ячеслав Прилюк, кандидат економічних наук, доцент
Фудкомунікація - м’яка сила впливу
12.01.2026|Віктор Вербич
«Ніщо не знищить нас повік», або Візія Олеся Лупія
Витоки і сенси «Франкенштейна»
11.01.2026|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Доброволець смерті
08.01.2026|Оксана Дяків, письменниця
Поетичне дерево Олександра Козинця: збірка «Усі вже знають»

Літературний дайджест

25.07.2014|10:34|Deutsche Welle

Нацисты, диссиденты, уголовники: история самой старой немецкой тюрьмы

О судьбах заключенных и о судьбе самой тюрьмы "Вальдхайм" рассказывает вышедшая в Германии книга. Сроки здесь отбывали и нацистские преступники, и диссиденты времен ГДР.

"Место наказания - Вальдхайм: истории, люди и процессы трех столетий" - название книги немецкого историка Фридемана Шрайтера (Friedemann Schreiter) о самой старой тюрьме Германии. Первых заключенных эта тюрьма, разместившаяся в здании старинного замка в городке Вальдхайм, приняла в 1716 году. Среди тех, кто отбывал здесь свой срок, было немало и политических заключенных, начиная с саксонских патриотов - участников революции 1848-1849 годов.

Своей самой громкой и, увы, исключительно сомнительной славой тюрьма "Вальдхайм" обязана судебным процессам, которые прошли здесь в 1950 году. Тогда в течение двух месяцев - с апреля по июнь - здесь было осуждено на сроки от 15 до 25 лет более 3200 немцев, а 32 человека были приговорены к смертной казни. Обвинялись они в военных преступлениях, преступлениях против человечности, активном сотрудничестве с нацистским режимом. Сразу нужно оговориться: среди осужденных действительно были нацистские преступники. Но огромное большинство составляли так называемые "попутчики".

14-летний "нацистский преступник"

"Вальдхаймовские процессы" (под таким названием они вошли в историю) проходили с очевидным нарушением элементарных юридических норм. Ни о какой законности даже речи не шло. На каждого подсудимого тратилось минут десять - двадцать, адвокаты и свидетели не допускались, приговоры были определены заранее. Судебного разбирательства фактически вообще не было: за основу принимались дела НКВД (все обвиняемые провели несколько лет в спецлагерях НКВД в Германии, откуда и были доставлены в "Вальдхайм"), нередко составленные наспех, по сомнительным доносам и с ошибками перевода. Все суды были закрытыми. Лишь десятерых преступников - вроде заместителей начальника концлагеря - судили открытым, показательным судом.

Для процессов в "Вальдхайме" типично, скорее, другое дело: дело Вальтера Юриша (Walter Jurisch). Как видно из его досье, найденного после воссоединения Германии в архиве "штази" (министерства госбезопасности бывшей ГДР), Юриша арестовали в августе 1945 года за то, что он якобы был активистом "гитлерюгенда". Мальчишке исполнилось на от момент 14 лет. Без суда он пробыл в советских лагерях на территории Германии пять лет, после чего в "Вальдхайме" ему все за тот же "гитлерюгенд" "впаяли" двадцатилетний срок. Юриша помиловали в 1962 году, он провел в заключении 17 лет. Даже узники сталинских лагерей в самом СССР, осужденные на такие же сроки, давно бы уже вышли на свободу и были бы реабилитированы, а Вальтер Юриш, семиклассником попавший в лагерь за то, что "поддерживал нацистскую диктатуру и после 8 мая 1945 года представлял опасность для мирной жизни немецкого народа" (так сказано в приговоре), все еще сидел в ГДР...

После воссоединения Германии двух гэдээровских судей, участвовавших в этой расправе, признали виновными в совершении беззаконий и осудили. Разбирательство это было долгим, наказание - условным, а сроки даже близко не сравнимы с теми, которые сами эти судьи давали в "Вальдхайме" в 1950 году.

Писатель и художники

Судьбы некоторых заключенных самой старой немецкой тюрьмы, о которых подробно рассказывает книга, не могут оставить равнодушным никого. Есть здесь, кстати, и известные имена. Карл Май (Karl May), автор знаменитых приключенческих романов об индейцах, своеобразный немецкий Фенимор Купер, попал в "Вальхайм" в 1870 году как вор, бродяга и аферист. Он просидел здесь около четырех лет. Писательская слава пришла к нему позже.

Другими известными заключенными тюрьмы были художники Александр и Гертруд Нерословы. Александр родился в 1891 году в Петербурге, изучал архитектуру в Дрездене, после 1917 года остался в Германии, но придерживался левых убеждений. Во времена нацистской диктатуры участвовал в движении Сопротивления. В 1941 году всех участников подпольной организации (в том числе и его жену Гертруд) арестовали гестаповцы. Обоих приговорили к пожизненному заключению, и вместе с несколькими известными немецкими коммунистами и социал-демократами они отбывали свой срок в "Вальдхайме". После окончания Второй мировой войны Александр Нерослов вступил в компартию, преподавал в художественных вузах ГДР, писал пейзажные акварели и портреты.

Книга Шрайтера рассказывает также о восточногерманских диссидентах и тех жителях ГДР, которые были осуждены за попытку бежать на Запад. Здесь тоже очень много трагического. Женщины, попавшие в "Вальдхайм", вне зависимости от того, были ли они осуждены по политическим или уголовным статьям, должны были работать, как правило, в прядильном цехе. Работа была тяжелая, изнурительная, вредная. Технике безопасности уделялось минимальное внимание. У одной из осужденных волосы попали в ротор прядильного станка. Ее почти скальпировало, и позже она умерла от заражения крови. Ей было всего 25 лет.

После развала ГДР и воссоединения Германии судьба старейшей немецкой тюрьмы круто изменилась, хотя пенитенциарным учреждением она остается и по сей день. Но "Вальдхайм"модернизировали, благоустроили, осужденные - общим числом меньше 400 - живут здесь теперь в человеческих условиях (насколько это, конечно, возможно даже в благоустроенной тюрьме). Отбывают наказание здесь только мужчины, которые осуждены впервые и получили срок больше двух лет. Камеры рассчитаны чаще всего на двух человек. По желанию можно получить и одиночную. Около двух десятков заключенных вообще лишь ночуют в тюрьме, остальное время проводят за ее стенами. Работать не обязательно. Те, кто работает, чаще всего выбирают типографию и переплетную мастерскую.

Два года назад построили новый, современный корпус, в котором размещены 96 осужденных и находится множество помещений социального назначения (библиотека, игровые комнаты, спортзал и т. д.). Новый корпус обошелся городу и федеральной земле в семь с половиной миллионов евро.

Friedemann Schreiter
"Strafanstalt Waldheim - Geschichten, Personen und Prozesse
aus drei Jahrhunderten".

Ch. Links Verlag, Berlin 2014

Ефим Шуман



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

25.01.2026|08:12
«Книжка року’2025»: Парад переможців: Короткі списки номінації «Красне письменство»
24.01.2026|08:44
«Книжка року’2025»: Парад переможців: Короткі списки номінації «Хрестоматія»
23.01.2026|18:01
Розпочався прийом заявок на фестиваль-воркшоп для авторів-початківців “Прописи”
23.01.2026|07:07
«Книжка року’2025»: Парад переможців: Короткі списки номінації «Візитівка»
22.01.2026|07:19
«Книжка року’2025»: Парад переможців: Короткі списки номінації «Софія»
21.01.2026|08:09
«Книжка року’2025»: Парад переможців: Короткі списки номінації «Обрії»
20.01.2026|11:32
Пішов із життя Владислав Кириченко — людина, що творила «Наш Формат» та інтелектуальну Україну
20.01.2026|10:30
Шкільних бібліотекарів запрошують до участі в новій номінації освітньої премії
20.01.2026|10:23
Виставу за «Озерним вітром» Юрка Покальчука вперше поставлять на великій сцені
20.01.2026|10:18
У Луцьку запрошують на літературний гастровечір про фантастичну українську кухню


Партнери