
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Был ли де Сад садистом?
К 200-летию со дня смерти французского аристократа, писателя и преступника вышла его первая немецкая биография.
Ее автор полагает: воззрения маркиза не утратили своей актуальности.
Биография Донасьена-Альфонса-Франсуа де Сада (1740-1814) уже сама по себе читается как захватывающий роман, обретающей порою детективный, порою порнографический характер. Но можно ли ставить знак равенства между создателем "120 дней Содома" и его героями? Корреспондент DW побеседовал об этом с автором только что опубликованной книги "Де Сад: измерение зла", преподающим в Швейцарии немецким историком Фолькером Райнхардом (Volker Reinhardt).
DW : Все знают, что такое садизм, но мало кто читал тексты де Сада. Известны случаи, когда немецкие студенты, которым по программе задавали прочитать один из романов маркиза, "120 дней Содома, или Школу разврата" или "Жюстину", с отвращением отказывались от участия в семинарах, так как не могли читать описания извращенных жестокостей. Чем актуален для нас де Сад сегодня?
Фолькер Райнхард: Де Сад был и остается провокатором. Он создал, наверное, самый мрачный образ человека в мировой литературе. Человек у де Сада не просто глубоко отвратителен, но и крайне опасен. Де Сад описывает человека как существо, находящееся примерно на той же ступени развития, что и насекомые. Это чистая материя, лишенная смысла и разума. Человек "вброшен" в мир, для него крайне чужой и некомфортный. При этом он наделен от природы потребностью унижать и уничтожать других людей.
Де Сад считал себя экспериментатором, исследователем человеческой природы. Эти исследования он осуществлял главным образом опытным путем. Там, где эксперимент с участием реальных живых людей становился невозможным, он "додумывал" его "теоретически" - в форме романа или философского эссе.
- Флагелляция, групповой секс, изнасилования: де Сад вел образ жизни, весьма далекий от морального, и более трети своих дней провел за решеткой, где и написал почти все свои знаменитые произведения. Но можно ли ставить знак равенства между жизнью маркиза и его творчеством?
- Именно на этот вопрос я стремился ответить в моей книге. Это вопрос вопросов в случае де Сада: где находится точка невозврата? До чего можно дойти в жизни, до чего - только в фикциональном пространстве? Лучше всех на этот вопрос отвечает сам де Сад в своих письмах и других документах. Однажды он так сформулировал эту мысль: "Я убежденный сторонник либертинажа и свободомыслия, мне напревать на все общественные условности и правила. Но я не убийца. Я уважаю человеческую жизнь, пусть она и не стоит ломаного гроша". Правда, эта формулировка несколько приукрашивает реальность: в своих "экспериментальных оргиях" де Сад вполне мирился с "угрозой для жизни и здоровья" других людей.
- Де Сад объявил войну христианству. Почему?
- Центральный мотив де Сада: неспособность найти Бога. 16-17-летним юношей он был участником (и весьма храбрым) жестоких сражений Семилетней войны. Он стал свидетелем бессмысленной гибели тысяч людей. Во время одного из допросов он заявит позже: "Бога не существует, я убедился в этом на собственном опыте". Соответственно, религия - ложь.
- Де Сад оказал огромное влияние на европейское искусство и философию. В чем его значение?
- Он стал первым европейцем, который показал, что человек, выражаясь словами Зигмунда Фрейда (Siegmund Freud), "не хозяин в собственном доме". Он первым опроверг оптимистическое просвещенческое представление о том, будто воспитание и образование всегда могут обуздать природу. Это выдающаяся для XVIII столетия мысль, верность которой Фрейд позже доказал иными способами.
Но, наверное, наиболее жуткое из открытий, сделанных де Садом, это его постулат, что разрушительное, темное начало есть в каждом человеке. В каждом человеке потенциально заложена способность стать врагом, уничтожителем других людей. Опыт тоталитарных обществ XX века, ГУЛАГа и нацистских концлагерей ужасающим образом доказал правильность этого утверждения.
Volker Reinhard
"De Sade - Die Vermessung des Bösen"
C.H. Beck Verlag, 2014
Беседовал Йохен Кюртен
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025