Re: цензії

17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом
12.06.2025|Ігор Зіньчук
«Європейський міст» для України
07.06.2025|Ігор Чорний
Сни під час пандемії
03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Каміння не мовчить: контур герменевтики
26.05.2025|Ігор Зіньчук
Прагнення волі
26.05.2025|Інна Ковальчук
Дорога з присмаком війни
23.05.2025|Ніна Бернадська
Голос ніжності та криці
23.05.2025|Людмила Таран, письменниця
Витривалість і віру маємо плекати в собі
15.05.2025|Ігор Чорний
Пірнути в добу романтизму

Літературний дайджест

02.04.2015|17:50|Папмамбук

Весна в воздухе

Константин Паустовский в своей знаменитой книге «Золотая роза» рассказывает о том, как рождается сказка: «Писать ее большей частью так же трудно, как передать словами слабый запах травы.

Сказку пишешь почти не дыша – чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта». Пожалуй, теперь чтение сказок Паустовского требует усилий, особого настроя. По нынешним временам они слишком поэтичны, слишком пронзительны. Но дети 6-9 лет «входят» в эти сказки естественно, с радостной легкостью. Вот, например, «Стальное колечко».

Сказка часто предполагает волшебство. Что же волшебного в этой сказке? «Чудесный перстенек» – простенькое стальное колечко, в крошках махорки и соли, доставшееся главной героине, деревенской девочке Варюше, от старого сапёра (говорят, он колдун – на войне «его даже мина не брала»). Будто бы наденешь кольцо на средний палец – и принесет оно здоровье, на безымянный – «большущую радость», а если носить его на указательном – повидаешь «белый свет со всеми его чудесами».

Да вот беда – затерялось колечко в глубоком снегу, посреди огромного леса. Ох и горевала Варюша… Тихонько плакала от жалости к больному деду Кузьме, которому, как ей казалось, перстенек мог бы помочь, и ругала себя за баловство. Вздумалось ей посмотреть, что будет, если примерить кольцо на мизинец. Вот и соскользнуло оно с худенького пальца и «нырнуло на самое снежное дно».

1 Иллюстрация Геннадия Епишина к сказке Константина Паустовского «Стальное колечко» 2 Иллюстрация Геннадия Епишина к сказке Константина Паустовского «Стальное колечко»

Пришла весна, и перстенек нашелся – под прелыми листьями, коричневой хвоей и ворохом пустых шишек…

И все-таки настоящей волшебной силой, дающей радость и исцеление, Паустовский наделяет природу (глядите: вон дед Кузьма вышел из избы на солнышко, дымит махоркой и даже грозится испечь ржаные лепешки).

Но эта сила действует только тогда, когда нам удается, по словам автора, «войти в природу», пропустить через себя всё, что происходит вокруг.

«“Пять часов! – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь!”

Тотчас высоко на ветвях в золотом зоревом свете запела иволга.

Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.

“Кто же это прошел? А я и не разглядела!” – подумала Варюша.

Она не знала, что мимо нее прошла весна».

4 Иллюстрация Геннадия Епишина к сказке Константина Паустовского «Стальное колечко» 3 Иллюстрация Геннадия Епишина к сказке Константина Паустовского «Стальное колечко»

Сказка «Стальное колечко» написана Паустовским сразу после войны, в 1946 году, – поэтому она такая пронзительная. Позднее он расскажет, как на фронте с нетерпением ждал ночи, чтобы где-нибудь в кузове грузовой машины, укрывшись шинелью, в мыслях вернуться в родные леса, на берега Пры или к Черному озеру. «Я думал обо всех этих местах с такой саднящей болью, как будто больше никогда в жизни их не увижу. И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моем сознании необыкновенную прелесть» («Золотая роза»).

Большая удача – познакомить ребенка с этой сказкой по книге в оформлении Геннадия Епишина. Его рисунки помогают читателю найти правильную интонацию, уловить настроение сказки. Художник искусно изобразил и прозрачную синеву неба, и голые деревья с уже подлатанными грачиными гнездами, и первые неброские цветы по краям слежавшихся сугробов, и тот особенный «легкий воздух», который бывает только ранней весной.

5 Иллюстрация Геннадия Епишина к сказке Константина Паустовского «Стальное колечко»

И хочется верить, что маленький читатель почувствует, почему Варюша так и не надела колечко на указательный палец. Успеется.

Ксения Зернина



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

18.06.2025|19:26
«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
16.06.2025|23:44
Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
16.06.2025|16:24
«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
12.06.2025|12:16
«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
07.06.2025|14:54
Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
06.06.2025|19:48
У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
03.06.2025|12:21
У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
03.06.2025|07:14
Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
03.06.2025|07:10
Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям
03.06.2025|06:51
Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» покажуть на кінофестивалі Docudays UA


Партнери