
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Весна в воздухе
Константин Паустовский в своей знаменитой книге «Золотая роза» рассказывает о том, как рождается сказка: «Писать ее большей частью так же трудно, как передать словами слабый запах травы.
Сказку пишешь почти не дыша – чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта». Пожалуй, теперь чтение сказок Паустовского требует усилий, особого настроя. По нынешним временам они слишком поэтичны, слишком пронзительны. Но дети 6-9 лет «входят» в эти сказки естественно, с радостной легкостью. Вот, например, «Стальное колечко».
Сказка часто предполагает волшебство. Что же волшебного в этой сказке? «Чудесный перстенек» – простенькое стальное колечко, в крошках махорки и соли, доставшееся главной героине, деревенской девочке Варюше, от старого сапёра (говорят, он колдун – на войне «его даже мина не брала»). Будто бы наденешь кольцо на средний палец – и принесет оно здоровье, на безымянный – «большущую радость», а если носить его на указательном – повидаешь «белый свет со всеми его чудесами».
Да вот беда – затерялось колечко в глубоком снегу, посреди огромного леса. Ох и горевала Варюша… Тихонько плакала от жалости к больному деду Кузьме, которому, как ей казалось, перстенек мог бы помочь, и ругала себя за баловство. Вздумалось ей посмотреть, что будет, если примерить кольцо на мизинец. Вот и соскользнуло оно с худенького пальца и «нырнуло на самое снежное дно».
Пришла весна, и перстенек нашелся – под прелыми листьями, коричневой хвоей и ворохом пустых шишек…
И все-таки настоящей волшебной силой, дающей радость и исцеление, Паустовский наделяет природу (глядите: вон дед Кузьма вышел из избы на солнышко, дымит махоркой и даже грозится испечь ржаные лепешки).
Но эта сила действует только тогда, когда нам удается, по словам автора, «войти в природу», пропустить через себя всё, что происходит вокруг.
«“Пять часов! – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь!”
Тотчас высоко на ветвях в золотом зоревом свете запела иволга.
Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.
“Кто же это прошел? А я и не разглядела!” – подумала Варюша.
Она не знала, что мимо нее прошла весна».
Сказка «Стальное колечко» написана Паустовским сразу после войны, в 1946 году, – поэтому она такая пронзительная. Позднее он расскажет, как на фронте с нетерпением ждал ночи, чтобы где-нибудь в кузове грузовой машины, укрывшись шинелью, в мыслях вернуться в родные леса, на берега Пры или к Черному озеру. «Я думал обо всех этих местах с такой саднящей болью, как будто больше никогда в жизни их не увижу. И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моем сознании необыкновенную прелесть» («Золотая роза»).
Большая удача – познакомить ребенка с этой сказкой по книге в оформлении Геннадия Епишина. Его рисунки помогают читателю найти правильную интонацию, уловить настроение сказки. Художник искусно изобразил и прозрачную синеву неба, и голые деревья с уже подлатанными грачиными гнездами, и первые неброские цветы по краям слежавшихся сугробов, и тот особенный «легкий воздух», который бывает только ранней весной.
И хочется верить, что маленький читатель почувствует, почему Варюша так и не надела колечко на указательный палец. Успеется.
Ксения Зернина
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025