Re: цензії

17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом
12.06.2025|Ігор Зіньчук
«Європейський міст» для України
07.06.2025|Ігор Чорний
Сни під час пандемії
03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Каміння не мовчить: контур герменевтики
26.05.2025|Ігор Зіньчук
Прагнення волі
26.05.2025|Інна Ковальчук
Дорога з присмаком війни
23.05.2025|Ніна Бернадська
Голос ніжності та криці
23.05.2025|Людмила Таран, письменниця
Витривалість і віру маємо плекати в собі
15.05.2025|Ігор Чорний
Пірнути в добу романтизму

Літературний дайджест

26.05.2015|17:01|Папмамбук

Растения-изобретатели

Мне казалось, что мой шестилетний сын Федор равнодушен к жизни растений.

Иногда он может вместе со мной полюбоваться листочками-лепесточками, но исследовательского интереса к этой теме у него нет. Поэтому я была удивлена, когда застала его за чтением книги Анне Мёллер «По земле и по воздуху. Как путешествуют растения». В ней рассказывается, что растения перемещаются с помощью семян, и делают это весьма изобретательно. Но главное – как об этом рассказывается!

Для начала мы с Федором выстроили необходимую логическую цепочку. Растения появляются из семян. Семена прорастают в земле: вниз растут корни, вверх – стебли и листья. Приходит время, и на стеблях появляются цветки. После пока загадочного для Федора процесса опыления и оплодотворения на месте цветков образуются плоды с семенами. Потом, если повезет, семена опять попадают в землю и превращаются в новые растения.

Оказывается, растения «придумали» множество хитроумных приспособлений для распространения семян. Например, дикая герань «стреляет» семенами, как из катапульты. Ее узкие, вытянутые плоды разделяются на полоски, которые туго закручиваются и при малейшем прикосновении выбрасывают семена в воздух. Федор объяснил мне, что катапульта – это такая метательная машина, работающая на пружине.

Другие растения, чтобы перелетать на большие расстояния, берут в помощники ветер. Так, семена одуванчика обзавелись зонтиками из тончайших волосков и используют их как парашюты. Федор, конечно, и раньше проводил эксперименты с одуванчиками, но тут он взялся рассуждать о том, что у этих «парашютов» не хватает строп управления, ‒ семена следуют за потоками воздуха и беспорядочно разносятся в разные стороны.

Деревья – это «большие растения», и у них тоже бывают «летающие» семена. К примеру, к плодам клена прикреплены специальные крылышки. Созревшие плоды падают с дерева и подхватываются ветром. А в полете их крылышки крутятся, как лопасти пропеллера вертолета. Федор надолго задумался, какой винт имеется в виду: несущий, то есть расположенный на корпусе вертолета, или рулевой, закрепленный на его хвостовой балке.

Иллюстрации Анне Мёллер к книге «П земле и по воздуху»

Есть растения, которые не любят летать и предпочитают перемещаться на «такси». И действительно, плоды фиалки и подснежника переносят муравьи, а семена репейника и подмаренника цепляются за шкурку животных. Затем в книге рассказывается о птицах, которые лакомятся ягодами, о белках и мышах, которые запасают на зиму желуди и орехи, – всё это имеет отношение к распространению семян… но, увы, никак не связано с техникой.

1 Иллюстрации Анне Мёллер к книге «П земле и по воздуху»

Чем дальше мы читали, тем меньше энтузиазма оставалось у Федора. А в конце книги предлагается такое задание: нужно найти, какие плоды и листья соответствуют разным деревьям, – тут уж мой сын совсем загрустил и сделал всё возможное, чтобы незаметно улизнуть.

Наверное, Федор был все-таки впечатлен изобретательностью растений, но «технические» образы показались ему гораздо более интересными, чем собственно ботаника.

Спустя несколько дней на прогулке в парке у нас произошел такой разговор:

– Понимаешь, мама, вот я сейчас изучаю поршневой двигатель внутреннего сгорания. Хочу понять, как там всё устроено. Когда я смотрю на цветок, я совсем не думаю, что мне его надо разглядывать, изучать.

– О чем же ты думаешь?

– Я думаю, что он красивый… Вкусно пахнет… Или вообще ни о чем не думаю…

Признаться, я не знала, что ответить. Стояла и улыбалась, глядя то на сына, то на цветок.

В завершение темы мы с Федором посмотрели мультфильм по стихотворению Романа Сефа «Чудо», где в городе будущего, который представляет собой торжество технического прогресса, дети увидели маленькую, трепетную березку, пробившуюся сквозь асфальт, и это стало для них настоящим потрясением. 

Ксения Зернина



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

18.06.2025|19:26
«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
16.06.2025|23:44
Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
16.06.2025|16:24
«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
12.06.2025|12:16
«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
07.06.2025|14:54
Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
06.06.2025|19:48
У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
03.06.2025|12:21
У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
03.06.2025|07:14
Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
03.06.2025|07:10
Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям
03.06.2025|06:51
Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» покажуть на кінофестивалі Docudays UA


Партнери