
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Готовимся к полёту
Рисованная энциклопедия, комикс, книжка-картинка, «находилка» с заданиями…
Книгу «Всё, что летает по воздуху» можно отнести к любому из этих видов детской книги. Как «работать» с такой книгой? Как ее читать, смотреть? И детям какого возраста она может быть интересна? Попробуем разобраться. Сюжетная основа книги – первое воздушное путешествие мальчика Гоши и его родителей. Путешествие начинается в аэропорту. Гошу удивляет буквально всё: старинный биплан, огромное расписание, многочисленные входы и выходы, лётное поле…
Затем начинается сам полёт: как самолёт отрывается от земли? Кто раздаёт напитки пассажирам? Что легче – управлять самолётом или автомобилем?
Задания, которые предлагает детям Брайан Биггз, рассчитаны на дошкольников: найди цифры от 1 до 100, спрятанные на страницах, сосчитай забавных птиц в шляпах, помоги многодетной маме собрать разбежавшихся детей.
Читать здесь почти нечего; короткие тексты служат лишь пояснениями к картинкам. При этом абсолютное большинство детей дошкольного возраста прочесть даже такие короткие тексты не смогут – до 1-2 класса дети по собственной инициативе не читают книг (исключения, безусловно, есть, но они редки). То есть книга рассчитана на то, что взрослый и ребенок будут знакомиться с ней вместе.
Но как это сделать? Вот тексты первого разворота:
– «Ого, куда это все едут?» (прямая речь Гоши).
– «Милые дети» (умиляется случайный прохожий).
– «В Гонолулу божественно!» (еще один случайный прохожий на эскалаторе разговаривает по телефону).
Как это читать?!
Очень просто: играя и оживляя. Каждый разворот этой книги – своего рода стоп-кадр. Моментальная фотография, на которой запечатлены десятки никак не связанных друг с другом персонажей и сценок. «Облака» со словами служат своего рода «этикетками», которые помогают разобраться в происходящем: вот очередь в кафе, вот первая встреча незнакомцев, вот оформление посадки.
Если оставить ребенка-дошкольника наедине с таким изображением, толку будет мало: он, конечно, поглядит с интересом, но мало что поймёт. Так часто бывает и в жизни: ребенок завороженно следит за мельтешением и суетой вокруг него, но разобраться в происходящем ему не под силу. Взрослый и уверенный «пользователь» окружающего мира нужен как воздух, как проводник и путеводитель.
Вот только ситуация «совместного чтения» при работе с этой и подобной ей книгами сильно отличается от традиционной. Преимущество взрослого здесь не только и не столько в том, что он владеет грамотой и может прочесть написанные в облаках фразы. Главная задача взрослого – вглядывание в детали и совместное с ребенком «проживание» (а то и разыгрывание по ролям – почему бы нет?) изображенных ситуаций.
Например, можно предложить ребенку найти на картинке то место, где ему хотелось бы оказаться. Возможно, он найдет и персонажа, которым ему хотелось бы быть. Можно проговорить вместе с ребенком: что там происходит? Как ведут себя люди? Что они чувствуют – радость, огорчение, недоумение? Что они при этом говорят (вот тут как раз взрослому потребуется умение читать). Можно сразу и сыграть в кафе, в стойку регистрации, можно сложить игрушечные «чемоданы»-коробки на «стул»-тележку так, чтобы они не развалились.
Получается, что книга «Всё, что летает по воздуху» – книга не только для чтения. И не только для рассматривания. Прежде всего, это платформа, основа для совместной деятельности взрослого и ребенка, для театральной игры, для воспоминаний о совместных воздушных путешествиях и мечтах о будущих.
Анна Рапопорт
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025