Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Куда скачет Снежный Всадник?
Юрий Коваль – один из самых известных детских писателей прошлого века.
Многие нынешние родители зачитывались в детстве «Приключениями Васи Куролесова», читали «Недопеска» и «Картофельную собаку», а подростками мечтали о дальних странствиях, проглотив в два вечера «Самую легкую лодку в мире». Но, оказывается, Коваль – мастер прозы и для самых маленьких. Цикл его коротких рассказов «Круглый год» продолжает еще маршаковскую традицию детской литературы – предъявления ребенку времени через колесо образов-картинок месяцев, сменяющих друг друга. Но запомнить месяцы – здесь не главное и именно поэтому получается само собой. В этой крохотной книжке маленького ребенка ждет множество новых переживаний и открытий.
В майском рассказе лошадка жует свежую травку и думает о чем-то. Для современного маленького жителя мегаполиса, который лошадку видел скорее всего только в зоопарке, это событие. Оказывается, лошади думают! О чем, интересно? А о чем думает кот? Это тоже известно Юрию Ковалю. И он делится этим знанием с малышом в сентябрьском рассказе «Осенний котяро». Он совпадает с малышом в видении природы вещей – снег идет не потому, что холодно в небесах и вода замерзает, не потому что происходит круговорот воды в природе, а потому, что скачет по полям и холмам Снежный Всадник, который знает, что у каждого на душе. Он укутывает снегом деревенские дома и укрывает человека уютом и теплом зимнего дома, в котором топится печка и кипит чайник.
Коваль – мастер мелочей, деталей. Он помогает ребенку открывать необычность и удивительность простых вещей, наблюдает вместе с ним. И дети доверяют его голосу, слушают книжку жадно и картинки разглядывают подолгу.
Вот опять кот. Разлегся посреди июльской жары на солнце и впитывает его, как солнечная батарейка. Может быть, это тот же самый кот, что прикидывался в январском рассказе яблоком, чтобы поймать и слопать снегиря, а в мартовском – расцветал первоцветами, и глаза его золотились как новенькие цветы мать-и-мачехи. Вот оказывается, почему светятся по ночам глаза у котов! И сами они светятся, летние коты, пропитанные солнцем. Они всюду, эти коты – главные герои, связующее звено двенадцати коротеньких новелл.

Но красота и чудесность мира – еще не самый главный секрет, к которому подводит Коваль малыша. Главный секрет – в тепле человеческого сердца, согревающего все вокруг себя больше солнца. Душевная теплота, идущая от рассказов, пробуждает ответное желание быть тихим, теплым, добрым, нужным кому-то. В нашем мире все куда-то торопятся и чего-то кричат, и дети привыкают к этому с малолетства как к некоей аксиоме. А тут – неспешное проживание года, месяц за месяцем, со старушкой Орехьевной, соседом Ляксандрычем, Ванечкой. Имя-то какое чудное – Орехьевна! Арефьевна, наверное, от старинного имени Арефий. Где Коваль и нашел-то его – не иначе как в своих странствиях по северным рекам и весям, населенным староверами, которых очень любил. Эта Орехьевна напоминает чем-то пушкинскую Арину Родионовну, ту самую настоящую нянюшку, теплую, заботливую и мудрую, по которой тоскует ребенок, часто подолгу ждущий своих очень занятых родителей, отданный на руки воспитателей в садике или деловитой няни из агентства по найму домашнего персонала. Орехьевна вместе с Ковалем, его золотым пером, открывает ребенку еще одну тайну – оказывается, есть в жизни и тишина, и неспешность, и душевная глубина и покой. «Аньдел мой», – говорит она чужому человеку, прохожему, прислонившемуся отдохнуть у ее заборчика. И ребенок наверняка впитает эту нежность и любовь к чужому, к усталому страннику, а не страх перед незнакомцем. Современный мир с детства приучает ребенка к множеству опасностей, в том числе и исходящих от человека. А в новеллах Коваля мир дружествен и безопасен, душа отдыхает там от страха и суеты, приучается к лирике как к нормальной части жизни. И вовсе не только для избранных, для поэтов. Для кого-то, непременно возможно, с этих рассказов начнется подлинное чувствование классической русской поэзии, такой же неторопливой. А для ребенка, недавно научившегося читать, эти рассказики – хороший трамплин в мир настоящей литературы.

Но это еще не вся радость. В книге прекрасные, добрые картинки. Это кадры из мультфильма, снятого по рассказам Коваля в 2008 году на студии «Метрономфильм» и состоящего из 12 трехминутных серий, по числу месяцев года (автор сериала – Вероника Федорова, режиссер, создавший «Английскую колыбельную» в великолепном мультпроекте «Колыбельные мира»; диск с мультфильмом прилагается к книжке). Эти мультики по рассказам Коваля – как маленькие разноцветные камушки, которые хранят на память о радости моря. Они никого не оставят равнодушным – ни двухлетнего малыша, который, открыв рот, будет любоваться задумчивой рыжей лошадкой, ни его шестилетнего брата, который будет громко хохотать над котом, превратившимся по весне в букет первоцветов, ни даже их важную десятилетнюю сестру, которая считает себя слишком взрослой для мультиков. Она тоже не сможет оторваться.
Елена Литвяк

Коментарі
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
