Re: цензії

05.11.2025|Віктор Вербич
Коли життя і як пейзаж, і як смерть
Галичани та духи мертвих: історія одного порозуміння
04.11.2025|Надія Гаврилюк
“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Іспит на справжність
02.11.2025|Богдан Смоляк
Захисник Істин
31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, Швейцарія
Як змосковлювали ментальність українців
30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Художній простір поезії Мирослава Аронця
27.10.2025|Ігор Чорний
Пекло в раю
20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?
Котел, в якому вариться зілля
19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на Тернопіллі
Побачити себе в люстерці часу

Літературний дайджест

06.10.2015|08:34|Папмамбук

Макс для начинающих

Что прочесть начинающему читателю?

Этот вопрос можно понять так: что могут прочесть взрослые двух-трехлетнему малышу, который только открывает для себя книги? В этом случае главными в книге будут картинки, а текст должен быть предельно лаконичным и описывать лишь самые простые действия. Серия книг Барбры Линдгрен и Эвы Эриксон про Макса как нельзя лучше отвечает этим требованиям. Но у этой серии вполне может быть и другой адресат: ребенок 4-5 лет, осваивающий самостоятельное чтение. Узнаваемые ситуации, в которые попадает маленький герой, позволят такому читателю ощутить свою «зрелость».

Двух-трехлетнему читателю долго сидеть и слушать не очень-то интересно, а вот рассматривать картинки ему наверняка нравится, особенно если это простые и понятные образы. В таком возрасте активно формируется собственная речь. Ребенок понимает больше, чем может сказать: первые слова уже освоены, а первые предложения еще только складываются. Что происходит в жизни этого человека? Он учится играть: сам и со сверстниками; осваивает пространство, но неподалеку от взрослых; уже знаком с горшком, хотя еще случаются проколы.

Именно о таких повседневных и понятных двух-трехлетнему читателю ситуациях рассказывают, причем имитируя его собственную речь, книги про Макса. В истории «Макс и лампа» примитивный текст для юного читателя даже «переведен» на «взрослый» язык: «Дать лампу. (Макс хочет достать до лампы)». Хотя это явно излишне, и в других книгах все исчерпывается одной строчкой на разворот. Взрослые, которые постоянно общаются с маленьким ребенком, вряд ли нуждаются в таком переводе.

                   Иллюстрация Эвы Эриксон к книге Барбру Линдгрен «Макс и лампа»

Опытные взрослые чтецы хорошо знают, что когда читаешь малышу, авторский текст ‒ лишь отправная точка для устного родительского творчества: «Смотри, вот у Макса машинка! Красная машинка! Ему нравится машинка! Он радуется! Макс играет машинкой… А вот пришла девочка. Девочка Лиза. Ей нравится машинка? Давай читать дальше!» ‒ в общем, «что вижу, о том и пою». И здесь особенно важна точная работа художника.

В историях про Макса иллюстрации играют ведущую роль. Зачастую картинки рассказывают гораздо больше, чем лаконичный текст-комментарий. Так, в истории про Макса и тележку на одном из разворотов текст говорит: «Песик спас печенье». Но почему же на следующем развороте мы читаем: «Нет печенья», а на картинке у песика такой виноватый вид? Так и слышишь разговор взрослого и маленького читателя: «Куда делось печенье? Ну-ка, где оно? Это песик его съел!»

Иллюстрации Эвы Эриксон к книге Барбру Линдгрен «Макс и тележка»

Но у этой серии может быть и другой адресат: ребенок 4-5 лет, осваивающий самостоятельное чтение. Ситуации, в которых оказывается маленький Макс, воспринимаются им уже немного свысока, как подтверждение собственной взрослости (возможно, по сравнению с младшим братом или сестрой). При этом даже у такого «большого» читателя могут быть те же проблемы: как поделить игрушку с другом, как уместить в небольшую емкость все игрушки, которые понадобились для игры, а уж о вечно разбитых коленках и говорить не приходится.

На большинстве разворотов ‒ всего несколько недлинных слов, напечатанных крупным шрифтом. Но это самая настоящая книжка, в твердой обложке, с тонкими страничками. «Серийность» же вызывает желание узнать о новых событиях из жизни Макса и его друзей. Иллюстрации реалистичны и полны мягкого юмора, так что про них нельзя пренебрежительно сказать: «Это для маленьких!» Можно даже читать эти книжки младшим братьям и сестрам, подтверждая свой статус старшего: я уже могу тебе читать!

Небольшие, уютные и забавные книжки про Макса так и просятся в руки. А для тех, кто еще сомневается в мастерстве авторов, издатель сообщает, что Барбра Линдгрен и Эва Эриксон ‒ лауреаты Международной премии имени Астрид Линдгрен.

Мария Климова

1 Иллюстрация Эвы Эриксон к книге Барбру Линдгрен «Макс и лампа»



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

05.11.2025|18:42
«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
03.11.2025|10:28
Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
02.11.2025|09:55
У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
30.10.2025|12:41
Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
30.10.2025|12:32
Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
30.10.2025|12:18
Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
30.10.2025|12:15
«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти


Партнери