
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Королева Нагуатта и другие: арт-пары русского авангарда
Они были партнерами в жизни, в творчестве и в желании построить новый мир. Феномен пар русского авангарда продолжает интересовать по сей день.
"У нас будет фантастическая обстановка, не правда ли, Нагуатта, мы будем жить странно? Действительность сделаем грезой, а грезу - действительностью... Жить в своем собственном мире, где нет никого, кроме нас!" Эти строки писал в 1918 году своей возлюбленной, художнице и одной из создательниц советского дизайна Варваре Степановой молодой живописец Александр Родченко, служащий отдела изобразительного искусства Наркомпроса, в будущем - пионер советской фотографии и основоположник конструктивизма. Родченко называл свою дерзкую подругу королевой Нагуаттой, она его - Леандром Огненным.
Удивительная эпоха рождения русского авангарда, 1920-е годы, и ее герои и героини пользуются непреходящим интересом со стороны искусствоведов и публики во всем мире. Достаточно вспомнить объездившую пол-Европы экспозицию "Амазонки русского авангарда" музея Соломона Гуггенхайма, ставшую самой успешной выставкой русского искусства всех времен.
Лишнее доказательство творческой и коммерческой состоятельности русского авангарда - выставка "Любовь и революция. Творческие союзы русского авангарда", которая проходит в венском выставочном зале Kunstforum. Немецкое издательство Kehrer выпустило по этому поводу большой комментированный каталог, тянущий на формат самостоятельной научной публикации с иллюстрациями.
Любовь и революция
Для выставки в Вене кураторы выбрали пять ярких пар: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Варвара Степанова и Александр Родченко, Любовь Попова и Александр Веснин, Ольга Розанова и Алексей Крученых, Валентина Кулагина и Густав Клуцис. Кстати, при желании список таких тандемов можно было бы и продолжить: например, такими именами, как Марианна Веревкина и Алексей Явленский или Михаил Матюшин и Ольга Гуро.
Пары не совсем равные: если в случае Гончаровой-Ларионова и Степановой-Родченко мы говорим о семейных и творческих союзах длиною в жизнь, то кубофутуристку Ольгу Розанову и поэта-теоретика Алексея Крученых связывали сложные и непродолжительные отношения, а союз Кулагина-Клуцис был прерван арестом и казнью Густава Клуциса в 1938 году по сфабрикованному обвинению в участии в "фашистском заговоре латышских националистов".
Что касается Любови Поповой, одной из самых ярких фигур русского авангарда, и архитектора Александра Веснина, то они вовсе не были парой, но близкими друзьями и соратниками. Начиная с 1918 года Попова преподавала в Государственных свободных художественных мастерских, где вместе с Весниным сформулировала новую программу преподавания цветовых дисциплин. Когда Попова потеряла в 1919 году мужа, умершего от тифа Бориса фон Эдинга, именно семья Весниных помогла ей вернуться в жизнь и в профессию.
В сентябре 1921 года Попова и Веснин (вместе с Родченко, Степановой и Александрой Экстер) участвовали в знаменитой коллективной выставке "5x5=25", для которой каждый из пяти художников предоставил по пять картин. Именно Веснины стояли у могилы 36-летней Любови Сергеевны и ее пятилетнего сына на Ваганьковском кладбище в мае 1924 года. Оба умерли от скарлатины. "Отчасти именно трагедии и переломы индивидуальных судеб на фоне грандиозной эпохи обеспечивают универсальный интерес к русскому авангарду в наши дни", - полагает куратор выставки в Вене Флориан Штайнингер (Florian Steininger).
"Первая сексуальная революция"
"Парный" уклон нынешнего взгляда на русский авангард также не случаен. "Мы хотели показать, что сексуальная революция 1968 года не была первой", - улыбается куратор Штайнингер. Целый раздел посвящен взаимоотношениям центральной пары русского авангарда - Ларионову и Гончаровой.
Задира Михаил Ларионов, про которого соученики по художественному училищу вспоминали, что "где был скандал, там сразу был и Ларионов", уже при знакомстве безапелляционно заявил благовоспитанной соученице Наташе Гончаровой из скульптурного класса (происходящей из тех же Гончаровых, что и Наталья Николаевна Пушкина), что она все делает неправильно: "У вас глаза на цвет, а вы заняты формой!". Наташа влюбилась беззаветно, но тогда же поняла, что надо отстаивать "свою территорию".
Еще живя в России, Ларионов и Гончарова соблюдали традицию на лето разъезжаться, проводя наиболее интенсивное для любого художника творческое время врозь, и всю жизнь сохраняли статус вольных художников. "Тосковали страшно друг по другу, - вспоминала Гончарова. - Но не сдавались". Возможно, именно это стало залогом столь долгой и счастливой жизни. Сегодня Гончарова и Ларионов покоятся в общей могиле на парижском кладбище Иври…
"Liebe in Zeiten der Revolution. Künstlerpaare der russischen Avantgarde"
Kehrer Verlag, 2014
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025