
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Обрести себя… и свое чудище!
Благодаря названию и обложке книга «Мэрилин и ее чудище» мгновенно приковывает к себе внимание ребенка четырех-пяти лет.
А на обложке изображены чудища, страшилища, монстры. Причем не сами по себе, а вперемешку с детьми. И очевидно, что дети их не боятся. Не просто не боятся, а, очевидно, находятся с ними в дружеских отношениях.
Некоторые родители при взгляде на эту картинку недовольно поджимают губы. Опять ребеночку предлагают «бездуховную литературу». И даже не очень важно, что именно будет внутри книги. Достаточно и того, что эта книга про монстров. Уже отвратительно…
Только вот дети так не считают.
Динозавры, драконы, роботы-трансформеры, «просто монстры» всевозможного вида и различного происхождения – неотъемлемая часть современной детской субкультуры. И то, что они страшны, и то, что сюжеты, связанные с монстрами, рассказывают не столько об их «одолении», сколько об их приручении, укрощении, – важнейшие знаки современности.
Ведь что такое монстры, во множестве населившие детскую литературу? Это своего рода легализация той части детской жизни, о которой взрослые долго не хотели ничего знать. Это симптом трансформации образа детства, с которым мы жили еще пару десятилетий назад, разделяя заблуждения просветителей 18 века о ребенке как чистом листе бумаги. Замечу, что лист бумаги не просто «чистый». Лист бумаги еще и плоский. Другой расхожей метафорой ребенка был воск: мол, лепим, что хотим. За такой благостностью тоже стоит откровенное желание манипулировать. Воск ли ребенок? И насколько безоглядно можно лепить из него «все что захочется»?
Но если ребенок не воск и не чистый лист, если это существо «объемное» и обладающее «сопротивлением материала», тогда нужно набраться смелости иметь дело с монстрами детского мира.
Последовательно этот «мотив» разрабатывается только в переводных книжках. И, кажется, в вариациях нет недостатка. Есть книги о том, как дети приручают монстров, олицетворяющих их страхи. Есть книги, которые учат смеяться над чудовищами, то есть страхами. Есть книги, в которых монстры живут «человеческой» жизнью, и это открывает перед читателем возможность с ними «договориться».
Но авторы книги о девочке Мэрилин опрокидывают все возможные ожидания. Тут чудища выполняют какую-то совершенно другую роль. Оказывается, у каждого ребенка есть свое чудище. Точнее, должно быть. Чудище – нечто среднее между домашним любимцем, волшебным защитником и партнером по играм. Все индивидуальные чудища совершенно разные и словно отсылают к известному психологическому тесту «нарисуй несуществующее животное», по которому можно многое понять об авторе рисунка. Каждое чудище – это как бы неотъемлемая часть самого ребенка, его второе «я», вынесенное наружу, уверенно занимающее место в пространстве и даже обладающее волшебными качествами неуязвимости (по крайней мере, многие чудища довольно «объемны» и наделены хорошо опознаваемыми защитными средствами вроде клыков и когтей).
Чудище надо «обрести» – и после этого оно уже никуда не может деться. Обретение, как правило, непредсказуемо и всегда случается неожиданно: к Тимми чудище явилось на контрольной по истории, Фрэнклин встретил свое в библиотеке, Ребекка – когда каталась на велосипеде, а Ленни – когда убегал от хулиганов. На первый взгляд, чудища появляются в самых разных ситуациях, но, видимо, эти ситуации связаны с погружением в себя или самомобилизацией. Это что-то вроде внутреннего откровения: открываешь утром глаза – «и вот оно, твое чудище, прямо у тебя перед носом».
Но с героиней книги Мэрилин ничего такого не происходит, и она по-настоящему страдает из-за отсутствия собственного чудища. У нее почему-то не получается придать своей индивидуальности выраженную форму. То она старается быть очень хорошей девочкой, то очень плохой. Но это все «внешняя атрибутика». И эти внешние усилия ни к чему не приводят. В ее случае попытки делать «как все» не приводят к успеху. И, видимо, нужно делать НЕ как все, а так, как чувствуешь, как считаешь нужным. Для этого требуется решимость и воля. Только такая стратегия позволяет Мэрилин достичь желаемого результата – обрести свое чудище. В случае Мэрилин не чудище находит ее, а она сама находит свое чудище. И пусть ее вредный брат брюзжит, что «так не делается». Мэрилин теперь знает, «что бывает и по-другому».
Нет никаких жестких рецептов, которые позволяют прийти к самому себе, открыть в себе нечто важное. Каждый раз человек (ребенок) ищет свой собственный путь.
Конечно, этот метафорический слой в его рациональном выражении ускользает не только от ребенка четырех лет, но и, скорее всего, от ребенка семи лет. Для маленького читателя это что-то вроде «бытовой истории», в которой наравне с детьми действуют интересно нарисованные чудища. И это чуть ли не правда: вон как, оказывается, может быть интересно в жизни!
То есть, именно это и правда: вон как, оказывается, все интересно устроено!
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025