Re: цензії
- 16.11.2025|Ігор ПавлюкЛірика поліської мавки
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Александр Иванов: книжный бизнес продолжает использовать экономические рычаги, которые привели к кризису
Интервью с Александром Ивановым, главным редактором «Ad Marginem», в рамках второй части проекта «Полит.Ру», посвященного книжному рынку: «Книжный рынок: осень 2009».
Можно ли сказать, что ситуация на книжном рынке постепенно выправляется?
За полгода книжный рынок значительно изменился. Насколько я могу судить, особенно остро кризис проявляется в провинции. Там падение продаж существенно - от 30 до 50%. В столицах и городах-миллионниках падение меньше (5 - 10%). Все эти цифры очень приблизительны, но тенденция именно такова. Дополнительно разворачивается целая цепочка кризиса неплатежей. Оптовые фирмы («Топ-книга» и другие) задерживают платежи издательствам за реализованные книги в среднем на полгода. Издательства, в свою очередь, не платят вовремя типографиям и задерживают выплаты роялти авторам. Кстати, еще одно следствие кризиса - резкое снижение размеров авансов для авторов (особенно для новичков). Если до кризиса они могли рассчитывать на суммы от 30 000 до 1 000 000 рублей, то сейчас распространенным стал аванс 10 000 – 15 000 рублей или вообще переход на безавансовое издание.
Но «дно» все-таки осталось позади?
Я полагаю, что дно кризиса не наступило - впереди еще более непростые времена. Одним из очевидных следствий кризиса стало уменьшение количества новых проектов, сокращение издательских портфелей, стремление издательств сконцентрироваться на тех книгах, которые можно будет продать в кратчайший срок, и отказ от «рискованных» книг. Особенно остро кризис почувствовали на себе крупные издательства, поскольку именно они работали на провинциальных рынках особенно успешно - и именно эти рынки сейчас в наибольшей степени страдают от кризиса.
Также тяжелые времена переживают оптовые фирмы-посредники, поскольку они принимают на себя основной удар неплатежей от розничных и оптовых сетей. Насколько мне известно, оптовые сети вводят принцип «выборочной» оплаты для поставщиков, то есть платят тем из них, у кого на руках бестселлеры (настоящие и будущие), и задерживают оплату тем, кто ориентируется на «длинный хвост».
Чем можно объяснить факт, что кризис так «затянулся»?
Можно сделать вывод, что кризис принял у нас почти катастрофический характер из-за того, что книжная экономика (как и вся остальная) сориентирована не на средний и малый издательский бизнес, а на крупный корпоративный, который не в состоянии гибко реагировать на изменившуюся ситуацию и продолжает использовать те же экономические рычаги, которые и привели к кризису. Концерны, захватившие почти весь рынок, очень медленно поворачиваются в сторону изменившегося спроса. А он стал более "нишевым", штучным.
В тяжелом нокдауне оказалась так называемая "гламурная литература", равно как и "офисная" проза. Тому примером - полный рыночный провал последнего романа Сергея Минаева "Р.А.Б." и проекта "Оксана Робски". Нельзя, однако, сказать, что эти тренды последнего трехлетия сменяются какими-то другими или что в выигрыше оказались издатели "серьезной" литературы. Они вынуждены продавать свои книги на рынке, выжженном напалмом масскульта, который производят корпорации. Позитивным является появление крошечных очагов книжной торговли, нацеленных на "своего" покупателя и не ставящих знак равенства между книгой и йогуртом, например, открытие магазина "До-До Букс" в Москве.
Коментарі
Останні події
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
