Електронна бібліотека/Проза

де я тебе розлив...Сергій Осока
"Рейвах" (уривок з роману)Фредерік Верно
Стільки людей поховано у пустелі...Олег Короташ
Можеш забрати в мене трохи страху?Сергій Жадан
Далі стоятимеш там, де завжди і була...Катерина Калитко
Після снігуОксана Куценко
Спочатку поет жив в життєпросторі світла...Микола Істин
Буде час, коли ти...Сергій Жадан
Буде злива початку світу, і підніметься Рось...Катерина Калитко
І не вистачить сонця, аби все освітитиСергій Жадан
отак прокинутися від вибуху...Павло Коробчук
посеред ночі під час важкого кашлю...Анатолій Дністровий
з міста, якого немає, не доходять новини...Галина Крук
Велика годинникова стрілкаСергій Жадан
Вечірня школаДмитро Лазуткін
Оповита сном (THE SLEEPER)Едгар По
Нас не вчили жити в такому, і ми вчимося, як можемо...Катерина Калитко
Чужими піснями отруєна даль не навіки...Ігор Павлюк
Візерунки на склі. То від подиху нашого...Мар´яна Савка
Святи Йордан водою не вогнем...Мар´яна Савка
Така імла - поміж дощем і снігом...Мар´яна Савка
Він переїхав в Бучу в середині березня 2021...Максим Кривцов
Приймаю цю осінь внутрішньовенно...Сергій Кривцов
Скільки б я не старався виїхав по-сірому...Максим Кривцов
Падає ліс падає людина падає осінь...Сергій Кривцов
Зайшов до друга додому...Сергій Кривцов
Коли запропонують витягти соломинку памʼятіСергій Кривцов
Змійка дороги вигинається...Сергій Кривцов
Як же мріється нині про ваші нудні біографії...Максим Кривцов
Втрати...Сергій Кривцов
В прифронтовому місті...Сергій Кривцов
Сідаєш в броню наче у човен...Максим Кривцов
Під розбитим мостом протікає Оскіл...Максим Кривцов
Завантажити
1 2 »

SILENUS ALCIBIADIS, или ИКОНА АЛКИВИАДСКАЯ

ПРЕДДВЕРИЯ, ИЛИ КРЫЛЬЦО
Пустынник обитал в глубоком уединении. Он каждый день при восхождении солнца входил в пространный сад. В саду жила прекрасная и чересчур смирная птица. Он любопытно взирал на чудные свойства оной птицы, веселился, ловил и тем нечувствительно проводил время. Птица, нарочно близко садясь, куражила ловлю его и казалась тысячу раз быть в руках, но не мог ее никогда поймать. "Не тужи о сем, друг мой, - сказала птица, - что поймать не можешь. Ты станешь иск меня ловить на то, чтоб никогда не уловить, а только забавляться". Когда-то приходит к нему друг его. По приветствии завелась дружеская беседа. "Скажи мне, - спрашивает гость, - чем ты в дремучей своей пустыне забавляешься? Я бы в ней умер от скуки..." Но пустынник: "Скажи-де ты прежде, что тебя веселит в общежительстве? Я бы в нем умер от грусти..." - "Моих забав три источника, - гость отвечал, - 1) оказываю по силе домашним моим и чужим благодеяния; 2) хорошее благосостояние и здоровье, 3) приятность дружеского общежительства..." - "А я, - сказал пустынник, - имею две забавы: птицу и начало. Я птицу всегда ловлю, но никогда не могу ее поймать. Я имею шелковых тысячу и один фигурных узлов. Ищу в них начало и никогда развязать не могу..." - "Мне твои забавы, - говорит гость, - кажутся детскими. Но если они невинны, а тебя веселить призваны, я тебя прощаю". И оставил друга с забавным его началом.

ПРЕДЕЛ 1-й ОБРАЩЕНИЕ ПРИТЧИ К БОГУ, ИЛИ К ВЕЧНОСТИ
Божественные мистагоги, или тайноводители, приписывают начало единственно только Богу. Да оно и есть так точно, если осмотреться... Начало точное есть то, что прежде себя ничего не имело. А как вся тварь родится и исчезает, так, конечно, нечто прежде ее было и после нее остается. Итак, ничто началом и концом быть не может. Начало и конец есть то же, что Бог или вечность. Ничего нет ни прежде нее, ни после нее. Все в неограниченных своих недрах. И не ей что-либо, но она всему начало и конец. Начало и конец есть, по их мнению, то же. И точно так есть, если рассудить. Вечность не начинаемое свое и после всего остающееся пространство даже до того простирает, чтоб ей и предварять все. В ней так, как в кольце: первая и последняя точка есть та же, и, где началось, там и кончилось. В самих тварях такое можно приметить: что тогда, когда сгнивает старое на ниве зерно, выходит из него новая зелень и сгнивание старого есть рождение нового, дабы где падение, тут же присутствовало и возобновление, свидетельствующее о премудром ее и всесохраняющем миростроительстве.
Во всяких же веществах для любопытного зрителя премилосердная сия мать, почти осязаемая, но не понимаемая, подобна смирной, но неуловимой птице.
Это правдивое начало везде живет. По сему оно не часть и не состоит из частей, но целое и твердое, затем и неразоряемое, с места на место не преходящее, но единое, безмерное и надежное. А как везде, так и всегда есть. Все предваряет и заключает, само не предворяемое, не заключаемое. Сим началом благословляется Асир, сын Иакова: "Покроет тебя Божье начало".
Прозревший сквозь мрак это начало назывался у евреев пророком, назывался и священником, то есть святое видящим и показывающим, а потому-то людским осветителем. Кое-где такие назывались маги, или волхвы, кое-где - халдеи, гимнософисты, у эллинов - иереи, софы, философы, иерофанты и пр. Определенные ж в сию науку увольнялись от всех житейских дел. Это значило посвятиться Богу. Тогда они в натуре и в книгах искали начало.

ПРЕДЕЛ 2-й В ВЕЩАХ МОЖНО ПРИМЕТИТЬ ВЕЧНОСТЬ
Землемеры во всех своих фигурах восходят к источнику, находят центр и начало, А если кто чистосердечный охотник, может в некоторых веществах примечать тончайший дивного сего луч, каков испускает во мраке утренняя заря.
Взглянем (например) на рыбу, названную у римлян remora, значит удержание. Она, прильнувши к брюху корабля, самое быстрейшее удерживает его стремление.
Пока смотришь на рыбу, не чувствует душа никакого вкуса. А когда проницать оком в утаенное в небольшой рыбе Божье начало, тогда сердце находит сладость сот, найденных во льве Самсоном. "Гортань его - сладость, и весь - желание".
Безмерное и недостаточное дело, дабы рыба одна тленной своей природы грязью могла победить и обуздать быстроту столь ужасной машины, если бы в тленной ее тьме не закрывался начальник тот; "Положил тьму, тайну свою". Это есть родник антипатии и симпатии. Взглянем на землю и на около нас находящееся. Мелочный зверек мышь, вкравшись за дорожным припасом в коляску, бешенную рысь самых буйных рысаков приводит в слабость и истомление. Взгляни на слабосильного зверька - человека. Он водит медведей и слонов. Взгляни на маленькую компасную коробочку и на малую часть корабля - руль. Он правит течение, а та указывает путь. Маленькая искра разоряет городские стены. Из крошечного зерна выходит большая яблоня. Легонький воздушный шум. есть испущенное из уст слово, но оно часто или смертно уязвляет, или в веселье приводит и оживляет душу. Малая птица

1 2 »


Партнери