
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Невинные ангелочки или злобные дикари?
Карин Калверт рассказывает, как на протяжении трёх столетий менялось понимание детства в американской культуре.
Карин Калверт. Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600―1900. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
Работа американской исследовательницы Карин Калверт посвящена предметам материальной культуры, связанным с детством — в основном мебели и одежде. Объяснить их особенности, не попытавшись охарактеризовать состояние «педагогических умов» в разные исторические эпохи, разумеется, невозможно. Карин Калверт исходит из того, что даже при самой нежной и искренней любви к своим отпрыскам большинство родителей в отношениях с ними не могут не руководствоваться господствующими в их обществе представлениями о том, что же такое детство. Конечно, представления эти меняются, и Карин Калверт показывает, как это происходит, на примере Северной Америки. А поскольку и до и после революции английское и европейское влияние здесь было очень сильным, в результате получается схема, в той или иной мере значимая для всей западной цивилизации.
В истории американского детства исследовательница выделяет три больших периода. В первый (1600—1750) американских детей туго пеленали, полностью лишая возможности двигаться, затем при помощи специальных приспособлений, которые удерживали младенца в вертикальном положении, учили ходить и как можно скорее обряжали во взрослую одежду (девочек, как только встанут на ноги, мальчиков — с 7 лет).
На ребёнка в ту пору смотрели как на недоразвитого взрослого, который без посторонней помощи, к примеру, никогда не встанет на ноги, а так и будет всю жизнь ползать на четвереньках. У детей почти не было ни собственного пространства в доме, ни игрушек, ни игр, которые бы существенно отличались от развлечений взрослых.
В следующий период (1750—1830) наука признаёт за ребёнком способность к саморазвитию, которое нужно лишь правильно направлять. Отныне детство трактуется как этап, важный для подготовки к взрослой жизни, но принципиально к ней несводимый, причём его продолжительность, если судить по одежде, увеличивается на 5—7 лет.
Наконец в 1830—1900 годы распространяется идеология невинного детства, довольно спорная сама по себе и несколько двусмысленная в своём практическом воплощении. От растлевающего влияния мира взрослых ребёнка оберегают, изолируя его в детской, чтобы потом… подозревать в мастурбации. Весьма правдоподобной в связи с этим кажется авторская интерпретация детской коляски, которая появилась на излёте викторианской эпохи: это приспособление позволило демонстрировать посторонним младенца как маленького ангела, но при этом не давало ему возможности выйти из этой роли.
Далеко не все изменения, описанные в книге, оказываются необратимыми. Безусловно, благодаря прогрессу медицины мы больше не сдавливаем новорождённым кости черепа, чтобы зарос родничок, и не угощаем беспокойных младенцев успокоительным сиропом с настойкой опиума. Однако детская одежда в XX веке снова начинает напоминать взрослую, как в XVII.
Карин Калверт честно признаётся, что не знает, какая эпоха была права. Есть надежда, что читатели последуют её примеру, и эта историческая монография поможет немного смягчить остроту споров между поколениями о том, как правильно воспитывать детей.
Василий Костырко
Коментарі
Останні події
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
- 23.08.2025|18:25В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
- 20.08.2025|19:33«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
- 19.08.2025|13:29Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині