Re: цензії

15.05.2025|Ігор Чорний
Пірнути в добу романтизму
14.05.2025|Валентина Семеняк, письменниця
Міцний сплав зримої краси строф
07.05.2025|Оксана Лозова
Те, що «струною зачіпає за живе»
07.05.2025|Віктор Вербич
Збиткування над віршами: тандем поета й художниці
07.05.2025|Ігор Чорний
Життя на картку
28.04.2025|Ігор Зіньчук
Заборонене кохання
24.04.2025|Вероніка Чекалюк, науковець, кандидат наук із соціальних комунікацій
«До співу пташок» Олега Кришталя як наука одкровення
21.04.2025|Тарас Кремінь, кандидат філологічних наук, Уповноважений із захисту державної мови
Джерела мови російського тоталітаризму
18.04.2025|Ігор Зіньчук
Роман про бібліотеку, як джерело знань
18.04.2025|Валентина Семеняк, письменниця
За кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів

Літературний дайджест

Японцы с Меркурия

Эта детская книжка про школьную жизнь гораздо больше рассказывает о японцах и японской жизни, чем собственно о школе.

Кэндзиро Хайтани. Взгляд кролика / Пер. с японского Елены Байбиковой. М.: Самокат, 2010.

Мужчины с Марса, женщины с Венеры, а японцы, те все вместе, видимо, и вовсе с Меркурия.

Это самое первое впечатление от книжки «Взгляд кролика», написанной известным японским педагогом и детским писателем Кэндзиро Хайтани (роман вышел в 1974 году и был номинирован на медаль имени Андерсена).

Судите сами: юная учительница начальных классов Фуми Котани считает, что главная её миссия — это вовсе не научить первоклашек счёту, письму, умению смирно сидеть на уроке, наконец. Нет, она уверена, что её прямая обязанность — это наполнить счастливым смыслом каждый день любого ребёнка. Любого, в том числе и проблемного, стоящего на грани аутизма, или сироты, или девочки с крутым психиатрическим диагнозом — в общем, всякого, кто попадётся ей под руку. И она не только не стремится избавиться от неудобных детей — нет, она всем сердцем старается их понять. Результаты, явленные в финале, надо признать, впечатляют.

Невероятные её представления о смысле учительского труда разделяют не только дети и родители, но даже администрация школы. А также некоторые коллеги вроде любителя пива Адачи, чьи неформальные отношения с учениками выглядят не просто странными, на взгляд человека с советским школьным опытом, но прямо-таки сугубо инопланетными. Вот как это можно брать своих учеников на ручки? Таскать их на загривке, без конца угощать жареными пирожками, поддерживать их бунт? Понятно, что наш российский школьный работник (шкраб — ТМ) уже давно снял картонный двубортный костюм и частично избавился от идеологии насилия как самого действенного педагогического инструмента, но основополагающие принципы… Но иерархия… Но дистанция… дисциплина, наконец! А им, этим инопланетным японцам, вообще на дисциплину наплевать.

Администрация школы тоже какая-то инопланетная: поворчав для порядка на нестандартные методы нестандартных учителей, директор и завуч признают правоту Котани, объясняющей своим ученикам, что главное — это не оценки и даже не знания, а человечность в отношениях между людьми. Кто бы мог подумать, что наглядный урок гуманизма можно получить на промышленной окраине, в обычной, рядовой школе, соседствующей с мусоросжигательным заводом! Когда Котани-сенсэй сознательно берёт к себе в класс умственно отсталую Минако, «девочку-медузу», не умеющую говорить, не умеющую усидеть на месте, куда-то всё время убегающую, в общем, то и дело срывающую учебный процесс, родители негодуют, дети недоумевают, а сама Котани не может справиться с раздражением, потому что Минако страшно всем мешает. Переломный момент наступает, когда учительница рассказывает своим ученикам о некоторых традициях Древней Греции и средневековой Японии в отношении больных детей и немощных стариков. «Мы ведь тоже иногда мешаем своим мамам», — потрясённо говорит одноклассник Минако, которая только что испортила его тетрадку.

Конечно, в книжке многовато схематизма и той особой ходульности, которая неистребима в любых текстах с идеологической составляющей, но чтению это не мешает — в конце концов, на Меркурии атмосфера совсем иная, чем на Земле. Там ведь и школа — это вовсе не место насилия, не казарма, а какой-то четвёртый сон Веры Павловны, Город солнца.

Что тут отнести к местной традиции воспитания, а что оставить на совести писателя, неясно.

Рекомендовать ли её читать детям, тоже неясно: вдруг они после прочтения задумаются и начнут сравнивать, ведь реалистически описанное писателем учебное заведение не Хогвартс, а существующее, пусть и с некоторыми допущениями, на самом деле.

Ирина Головинская  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»
14.05.2025|10:05
Оливки у борщі, риба зі щавлем та водка на бузку: у Луцьку обговорювали і куштували їжу часів Гетьманщини
14.05.2025|09:57
«Основи» видають першу повну збірку фотографій з однойменної мистецької серії Саші Курмаза
09.05.2025|12:40
У Києві презентують поетичну збірку Сергія «Колоса» Мартинюка «Політика памʼяті»
09.05.2025|12:34
Вірші Грицька Чубая у виконанні акторів Львівського театру імені Франца Кафки
07.05.2025|11:45
Meridian Czernowitz видає першу поетичну книжку Юлії Паєвської (Тайри) – «Наживо»
07.05.2025|11:42
Місця та біографії, які руйнує Росія. У Києві презентують книжку «Контурні карти пам’яті»


Партнери