
Re: цензії
- 16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаПравда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
- 10.07.2025|Дана Пінчевська"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
- 10.07.2025|Володимир СердюкАнтивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
В поисках Лолиты
Герой Михаила Липскерова ищет свою первую любовь, давая возможность автору поговорить о судьбе России.
Михаил Липскеров. Чёрный квадрат. М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.
Главный герой в молодости расстался с девушкой по имени Лолита банально и нелепо. Спустя полвека он понял, что она была его единственной любовью, и загрустил. И судьба дала ему шанс, даже не один. На протяжении всей книги он расстаётся с ней снова и снова, в разных эпохах, странах и воплощениях: геолог на советском Сахалине, палач в Древней Руси, парижский щёголь, военный врач на фронте Первой мировой…
Основа сюжета — поиск любимой девушки, но это совершенно не любовная история. У читателя не болит душа за героя, хотя его многочисленные расставания с возлюбленной и трагичны, и абсурдны. Слишком уж задорно он шутит, описывая свои злоключения. Слишком смело использует жаргон и нецензурную лексику (пьёт джин с джусом, встречает разных чуваков и чувих, вздыхает по поводу соглашения о Курильских островах: «Кинули косеньких»). Слишком лихо, без предупреждения и без кавычек, высказывается словами песен, фильмов, сказок (требует машину у Хрусталёва, слушает однозвучно звенящий колокольчик, даже успевает воскликнуть «Бедный Йорик»). Наконец, слишком часто из-за плеча героя, фамильярно ухмыляясь, выглядывает автор, чтобы объяснить читателю, почему он написал именно так, кого пародировал и как его ноутбук участвует в творческом процессе.
Этот стиль не очень похож на любовную лирику, зато весьма напоминает выступление разудалого балаганного шута. Да и сами приключения похожи на безумный балаган, в котором для развлечения читателя появляются такие персонажи, как выпивающий череп, английская принцесса-транссексуал, Поль Гоген с голой чернокожей женщиной на коленях и даже человек с тремя фаллосами на лбу.
Но задача автора состоит не только в том, чтобы развлечь, рассмешить и удивить. Всё намного серьёзней. Весь этот балаган организован не веселья ради, а пользы для. В воспитательных целях. Чтобы с шутками и прибаутками, не особенно утруждая читателя, донести-таки до него несколько серьёзных, хотя и не блещущих особой оригинальностью мыслей. О России-матушке («То-то и беда, сынок, что холопствуют у нас не из-под палки, а с радостью») и о человечестве в целом («Всякая пакость в мире именем Божьим совершается»). Когда речь заходит о многострадальной и бестолковой Руси, автор снимает шутовскую маску и рассуждает вполне логично и осмысленно. И вдруг весь безумный сюжет, хоровод оживших сказок, пословиц и поговорок, оказывается иллюстрацией к его рассуждениям.
Идея трансляции серьёзных размышлений о судьбе отечества через призму совершенно несерьёзной, слегка любовной, старательно модной истории заслуживает приза как минимум за оригинальность. Умные мысли читатель получает строго дозированно и почти безболезненно: то в плач страдающей девушки органично вплетаются рассуждения о русской ментальности, то главный герой трагически погибает на гражданской войне, и заодно уж красочно описываются убийства большевиками белых офицеров и солдат. Неуклонно растёт политическая и историческая грамотность читателей. А небольшие огрехи книги — громоздкость повествования и грубоватость юмора — вполне компенсируются её общественной значимостью. Ведь гражданин у нас по-прежнему не обязан быть поэтом.
Ольга Павлова
Коментарі
Останні події
- 14.07.2025|09:21V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» презентує цьогорічну програму
- 11.07.2025|10:28Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
- 10.07.2025|23:18«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
- 08.07.2025|18:17Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
- 01.07.2025|21:38Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
- 01.07.2025|18:02Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року