
Re: цензії
- 16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаПравда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
- 10.07.2025|Дана Пінчевська"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
- 10.07.2025|Володимир СердюкАнтивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
Видавничі новинки
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Божьи марионетки
Дина Рубина написала, возможно, лучший свой роман. «Синдром Петрушки»— остросюжетная история о живых куклах и кукольных людях.
Он — гениальный кукольник, артист от Бога, еще и кукольных дел мастер, создатель потешных до слез, неожиданных, трогательных кукол. Она — миниатюрная, кудрявая, волшебно гибкая, надломленная — им. Он влюбился в нее еще мальчиком, глядя, как она, настоящая куколка, спит в коляске, и даже похитил ее, надеясь наиграться дома. Но в тот раз девочку пришлось вернуть. А спустя годы он на ней женился и придумал один из самых успешных своих номеров, в котором она играет… куклу.
Это и есть главная ее роль в жизни — быть его куклой, самой любимой, желанной, но полностью от него зависимой.
Игра живого — мертвого, кукольного в человеке и человеческого в кукле, игра людей друг в друга — вот философский задник этого многомерного романа, окликающего и гофмановские «Необыкновенные страдания директора театра», и «Трех толстяков», и «Золотой ключик», и Шекспира, конечно. Страсти на этом фоне разыгрываются бурные — самоубийство, убийство, проигрыш жены в карты, воровство, жуткие семейные тайны. Рубина замешивает событийный раствор невероятной густоты — ослепительно-синее Мертвое море, крутые волжские спуски, улочки старого Львова, блекло-серый Берлин, игрушечная Прага, утопающая в мохнатой метели, эпохи, пронзительные семейные истории.
«Синдром Петрушки» — один из лучших романов Рубиной, все в нем совершенно: и архитектура, и лепка деталей, и его обитатели. Особенно Рубиной удаются описания предметов, запахов, звуков, форм, цвета. Фаянсовый старинный рукомойник, кружевные чугунные лестницы, изразцы печи, аромат кофе из львовской кавярни, хрипловатая песня старых немецких ходиков — вещный мир здесь точно живой, не говоря уже о тех, кто его населяет. Словом, Рубина уверенно вычерчивает линии и узоры любой сложности.
Но именно абсолютный профессионализм ее прозы взывает к еще большему совершенству. Однако едва Дина Рубина из мира вещей перемещается в мир ощущений и обобщений — твердый шаг ее пера ломается, перышко начинает прихрамывать, нырять в банальность, в слова, для произнесения которых не нужно быть хорошим писателем. Тут-то и появляются скрежещущие «тусклый чарующий запах инобытия», «прорехи в нездешний мир», «ощущение гибельной власти».
И на уровне символов вкус, не изменяющий Рубиной в описании вещного, вдруг просачивается сквозь чересчур тщательно продуманные конструкции. Лишь один пример. Главного героя, гения-кукольника, зовут Петя с понятной проекцией, много раз проговариваемой в романе, на балаганного двойника. И собака у Пети, как у Петрушки, есть. Тут бы и выдохнуть, остановиться. Однако еще и фамилия героя — Уксусов. Та же, что и у Петрушки площадного. С жесткостью слишком увлеченного своими идеями проповедника Дина Рубина ставит еще одну печать герою на лоб.
Пусть на этот раз писательнице удалось найти на редкость точное соответствие своей подчеркнутой артикуляции и пережиму — театр, балаган, даже эта метафора не спасает книгу от художественной прямолинейности.
Роман все равно получился глубоким, добротным. Прекрасным настолько, что теперь уже нет никаких сомнений: Дина Рубина вполне готова к тому, чтобы ее повествовательная поступь стала чуть легче и мягче.
Дина Рубина. Синдром Петрушки. М.: Эксмо, 2010
Додаткові матеріали
Коментарі
Останні події
- 14.07.2025|09:21V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» презентує цьогорічну програму
- 11.07.2025|10:28Оголошено конкурс на літературну премію імені Богдана-Ігоря Антонича “Привітання життя”
- 10.07.2025|23:18«Не народжені для війни»: у Києві презентують нову книжку Артема Чапая
- 08.07.2025|18:17Нова Facebook-група "Люблю читати українське" запрошує поціновувачів вітчизняної літератури
- 01.07.2025|21:38Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
- 01.07.2025|18:02Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
- 01.07.2025|08:53"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
- 01.07.2025|08:37«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
- 01.07.2025|08:14Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
- 01.07.2025|06:34ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року