
Re: цензії
- 14.09.2025|Тетяна Колядинська, м. ДніпроЗа якими правилами “грали” радянські засоби масової інформації
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Цена слова
Мы рассматриваем с детьми обложку книги под названием «Фабрика слов» и пытаемся предположить, о чем в ней может пойти речь.
Фабрика – это «завод, где делают важные вещи», а словами «мы общаемся». Но как может быть «Фабрика слов»? Первая же страница книги дает ответ на этот вопрос, и мои слушатели с удивлением констатируют: «Так это страна!» Описание порядков, действующих в этом придуманном государстве, озадачивает и немного забавляет ребят: только представьте жизнь, где нужно купить и проглотить слово, прежде чем произнести его!
Перед нами изображение фабрики слов, которая работает днем и ночью. Мы видим странных существ в бесформенной одежде с заклепками, их лица полностью закрыты полукруглыми шлемами, похожими на головки шурупов; у каждого в руках – большие ножницы, которыми эти существа разрезают длинные исписанные ленты, протянувшиеся через весь книжный разворот. Иллюстрации в книге довольно темные, выполненные по большей части в коричневой гамме. Ощущение мрачности передается детям, и они, притихнув, выдыхают: «Ну и фабрика...»
Следующий разворот гораздо позитивнее и колористически, и сюжетно. Перед нами бытовая сценка: обед обычной семьи. Мои слушатели, разглядывая картинку, замечают: «Там буквы в супе!» Но короткий книжный текст о стоимости слов и о том, что говорить в этой стране – дорогое удовольствие, они никак не комментируют.
Мы все глубже погружаемся в образ жизни граждан Фабрики. Уже прочли о выброшенных словах, о распродажах слов и дошли до ловли сачками слов, поднятых в воздух ветром. Мои гости, видимо, мысленно перенеслись в вымышленный мир книги и спрашивают: «А что если они поймают какое-то плохое слово?» Придумать ответ не удается; ну в самом деле, что с ним сделаешь, с плохим словом? Даже если гипотезы появились, произнести их вслух никто не решился. Вопрос так и повисает в воздухе. Мы читаем историю дальше и знакомимся с главным героем.
Филеас приходит к Сибелле, девочке, которая ему нравится: он улыбается – она улыбается в ответ... Но с точки зрения моих слушателей это еще не общение: ведь герои ничего не сказали друг другу!
Появляется Оскар, большой недруг Филеаса, который заготовил пространную речь о любви и произносит ее Сибелле. Вроде, вот оно, общение? Ведь монолог Оскара такой многословный, развернутый, да еще и неплохо оплаченный его родителями... Но нет, и эта коммуникация не устраивает сегодняшних гостей библиотеки: «Он холодно говорит!» – реагируют дети. Обнаруживается, что в общении важна интонация – один из слушателей называет этот, непонятный остальным, термин и пытается объяснить его, произнося на разные лады слово «друг».
Филеас нас не слышит и заранее грустит о том, что не может сказать Сибелле о своей любви ничего кроме тех трех слов, которые утром попались в его сачок. И вот он, наконец, произносит: «Вишня... пыль... стул...» Сибелла слушает это признание с закрытыми глазами, прижав руки к груди. Дети слушают и рассматривают два разворота, на которых изображен этот разговор, мечтательно улыбаясь и явно сопереживая героям.
А на третьем развороте Сибелла нежно целует Филеаса в щеку! Мои слушатели рады за книжных детей, но смущены столь интимной сценой. Они немного напрягаются, когда я переворачиваю следующую страницу: мало ли что там еще произойдет... На последнем развороте Филеас произносит то слово, которое давно берег для торжественного случая, и дети смеются, явно радуясь за него с Сибеллой. Ведь главный герой держит подругу за руки и говорит: «Еще!» Так мы обнаруживаем, что, оказывается, можно общаться не только словами, но еще и жестами, мимикой, действиями...
Дочитав книжку, пробуем представить себя в той самой стране и открыть собственные магазины слов. У каждого «коммерсанта» свои критерии ценообразования. Вот некоторые из самых дорогих «товаров»: «Аня» («Потому что это моя сестра!»), «Спасибо» («Потому что это всем нужно говорить»), «Аквариум» («Потому что в нем живые рыбы...»), «Волшебный» («В этом слове больше всего букв, а значит, оно самое дорогое»).
Что ж, у ребят пока сливаются слово и то, что оно обозначает, а суть оценивания и его последствия (ведь дорогое слово будет доступно только богачам) от них ускользает. Но я надеюсь, что с помощью «Фабрики слов» мои слушатели прочувствовали многомерность и бесценность истинного общения.
Мария Климова
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025