Re: цензії
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Цена слова
Мы рассматриваем с детьми обложку книги под названием «Фабрика слов» и пытаемся предположить, о чем в ней может пойти речь.
Фабрика – это «завод, где делают важные вещи», а словами «мы общаемся». Но как может быть «Фабрика слов»? Первая же страница книги дает ответ на этот вопрос, и мои слушатели с удивлением констатируют: «Так это страна!» Описание порядков, действующих в этом придуманном государстве, озадачивает и немного забавляет ребят: только представьте жизнь, где нужно купить и проглотить слово, прежде чем произнести его!
Перед нами изображение фабрики слов, которая работает днем и ночью. Мы видим странных существ в бесформенной одежде с заклепками, их лица полностью закрыты полукруглыми шлемами, похожими на головки шурупов; у каждого в руках – большие ножницы, которыми эти существа разрезают длинные исписанные ленты, протянувшиеся через весь книжный разворот. Иллюстрации в книге довольно темные, выполненные по большей части в коричневой гамме. Ощущение мрачности передается детям, и они, притихнув, выдыхают: «Ну и фабрика...»

Следующий разворот гораздо позитивнее и колористически, и сюжетно. Перед нами бытовая сценка: обед обычной семьи. Мои слушатели, разглядывая картинку, замечают: «Там буквы в супе!» Но короткий книжный текст о стоимости слов и о том, что говорить в этой стране – дорогое удовольствие, они никак не комментируют.

Мы все глубже погружаемся в образ жизни граждан Фабрики. Уже прочли о выброшенных словах, о распродажах слов и дошли до ловли сачками слов, поднятых в воздух ветром. Мои гости, видимо, мысленно перенеслись в вымышленный мир книги и спрашивают: «А что если они поймают какое-то плохое слово?» Придумать ответ не удается; ну в самом деле, что с ним сделаешь, с плохим словом? Даже если гипотезы появились, произнести их вслух никто не решился. Вопрос так и повисает в воздухе. Мы читаем историю дальше и знакомимся с главным героем.

Филеас приходит к Сибелле, девочке, которая ему нравится: он улыбается – она улыбается в ответ... Но с точки зрения моих слушателей это еще не общение: ведь герои ничего не сказали друг другу!
Появляется Оскар, большой недруг Филеаса, который заготовил пространную речь о любви и произносит ее Сибелле. Вроде, вот оно, общение? Ведь монолог Оскара такой многословный, развернутый, да еще и неплохо оплаченный его родителями... Но нет, и эта коммуникация не устраивает сегодняшних гостей библиотеки: «Он холодно говорит!» – реагируют дети. Обнаруживается, что в общении важна интонация – один из слушателей называет этот, непонятный остальным, термин и пытается объяснить его, произнося на разные лады слово «друг».

Филеас нас не слышит и заранее грустит о том, что не может сказать Сибелле о своей любви ничего кроме тех трех слов, которые утром попались в его сачок. И вот он, наконец, произносит: «Вишня... пыль... стул...» Сибелла слушает это признание с закрытыми глазами, прижав руки к груди. Дети слушают и рассматривают два разворота, на которых изображен этот разговор, мечтательно улыбаясь и явно сопереживая героям.

А на третьем развороте Сибелла нежно целует Филеаса в щеку! Мои слушатели рады за книжных детей, но смущены столь интимной сценой. Они немного напрягаются, когда я переворачиваю следующую страницу: мало ли что там еще произойдет... На последнем развороте Филеас произносит то слово, которое давно берег для торжественного случая, и дети смеются, явно радуясь за него с Сибеллой. Ведь главный герой держит подругу за руки и говорит: «Еще!» Так мы обнаруживаем, что, оказывается, можно общаться не только словами, но еще и жестами, мимикой, действиями...

Дочитав книжку, пробуем представить себя в той самой стране и открыть собственные магазины слов. У каждого «коммерсанта» свои критерии ценообразования. Вот некоторые из самых дорогих «товаров»: «Аня» («Потому что это моя сестра!»), «Спасибо» («Потому что это всем нужно говорить»), «Аквариум» («Потому что в нем живые рыбы...»), «Волшебный» («В этом слове больше всего букв, а значит, оно самое дорогое»).
Что ж, у ребят пока сливаются слово и то, что оно обозначает, а суть оценивания и его последствия (ведь дорогое слово будет доступно только богачам) от них ускользает. Но я надеюсь, что с помощью «Фабрики слов» мои слушатели прочувствовали многомерность и бесценность истинного общения.
Мария Климова
Коментарі
Останні події
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
