Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Дайте ребенку ТОЧКУ опоры!
«Поставить точку» – значит, завершить какое-то дело.
Но, оказывается, точка может и открыть череду важных событий.
С таким «парадоксальным подходом к делу» знакомит нас американский писатель Питер Г. Рейнольдс, придумавший и нарисовавший книгу под названием «Точка».
Короткий текст с выразительными картинками оказался очень емким с психологической точки зрения, и неслучайно эта книга получила в США множество премий.
Учительница, которая умеет видеть
Учительница у Питера Рейнольдса – это очень хорошая, понимающая учительница, действующая по принципу: «Ребенок должен непременно получить опыт успешной творческой деятельности. Только так он поверит в свои силы и захочет делать что-то дальше».
Книга начинается с ситуации, когда девочка по имени Вашти отказывается рисовать на уроке. Урок уже закончился – а перед Вашти лежит белый лист бумаги. Вашти считает, что не умеет рисовать. И шутка учительницы («О, белый медведь в снежной буре!») только злит девочку.
Тогда учительница предлагает Вашти оставить на бумаге какой-нибудь след – любой, какой ей нравится. Девочка с некоторым раздражением хватает карандаш и ставит в центре листа точку.
Учительница подписывает этот «след», вставляет рисунок в рамочку и вывешивает на стену. Это совсем не смешно. И в книге над этой «нелепой» картиной никто не смеется.
Точка в центре листа – это уже преобразование пространства. Из этого можно вывести целую философскую теорию. Или рассмотреть «Точку» Вашти в ряду концептуальных работ современных художников. Иными словами, даже с художественной точки зрения учительница вовсе не играет с Вашти в поддавки: любой след можно рассматривать как эстетическое действие.

Девочка Вашти, которая не умела рисовать
Для маленькой Вашти важно, конечно, то, что учительница сумела отнестись к ней серьезно. Учительница не поленилась вставить работу в рамку и не постеснялась вывесить ее на выставке. Иными словами, вдруг оказалось, что Вашти учительнице не безразлична! И ей интересно то, что Вашти делает.
Это очень важный момент. В чем больше всего нуждается любой ребенок? Во внимании. Как взрослый может проявить свое внимание к нему? Интересоваться тем, что ребенок делает, показывать, что в действиях ребенка есть смысл. Иногда взрослый видит за действиями ребенка гораздо больше, чем сам ребенок. Но это ведь очень правильно. Так взрослый учит ребенка встраивать свои действия в «культурный контекст», обнаруживать свое «культурное место». Вот как в случае с этой точкой. Девочка раздраженно тычет карандашом в бумагу, а учительница рассматривает это как «эстетическое преобразование пространства» и тем самым придает действиям Вашти иной смысл и иное направление.
Как следствие, Вашти решает нарисовать другие точки, лучше первой. Теперь это уже не столько точки, сколько цветные пятна. Вашти начинает по-настоящему экспериментировать и с цветом, и с пространством листа. Автор, конечно, этих слов в тексте не употребляет. Он просто сообщает, что Вашти рисует цветные точки, маленькие точки, много разных точек. А потом даже изображает точку, «не рисуя ее». На школьной выставке рисунков картинки Вашти с изображением точек «вызвали настоящий взрыв».

Маленький мальчик, который тоже не умеет рисовать
На выставке появляется новый герой – маленький мальчик. Он смотрит на Вашти и в буквальном и в переносном смысле снизу вверх и говорит, что считает ее «по-настоящему великим художником». Но сам мальчик не умеет рисовать. По крайней мере, он так считает.
И тут Вашти говорит ему:
– Могу поспорить, что умеешь.
– Нет! Я даже с линейкой прямую линию не могу нарисовать!
Вашти протягивает мальчику чистый лист бумаги:
– Покажи-ка мне.
«Карандаш дрожал в руках мальчишки, пока он выводил линию.
Вашти посмотрела на закорючку.
А затем сказала…
– Теперь подпиши».
На этом катарсическом моменте история заканчивается: композиционное кольцо замыкается. Весть, которую несет нам автор, проста, как все гениальное: человек реализованный, человек, нашедший выход своему творчеству, может быть щедрым. Успехом и уверенностью в себе можно делиться. На самом деле, в этом и есть смысл нашего «рисования» – поддержать другого, вдохновить его на то, чтобы и он оставил свой след на листе бумаги.
Не зря же «Точка» среди множества других наград получила звание «Самой вдохновляющей книги 2003 года» и была признана «Лучшей книгой для чтения вслух в классе».
И, правда, это очень правильная книжка для чтения вслух в классе.
А еще – для самостоятельного чтения. Ведь это книжка-картинка – любимый формат для начинающего читателя.
Марина Аромштам

Коментарі
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
