
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Не пропустите школьный автобус!
На книжках-картинках о захватывающих «автобусных» экскурсиях под руководством всезнающей учительницы мисс Кудряшки выросло не одно поколение американских детей.
И вот теперь, благодаря издательству «Карьера-пресс», волшебный автобус доехал, наконец, до российских просторов и его герои заговорили о самых разных естественнонаучных явлениях на русском языке. В «автобусную» серию входит десять книжек, и каждая из них достойна того, чтобы говорить о ней отдельно. Но поскольку во всех книгах действуют одни и те же персонажи, структура в них одна и та же и принципы изложения материала одни и те же, то правильно будет представить сразу всю серию. А ребенку и родителю предоставить возможность выбирать наиболее интересные для себя темы. Хотя сделать выбор будет, конечно, непросто.
В этих естественнонаучных книжках-путешествиях для детей в возрасте примерно от шести лет рассказывается о самых разных природных явлениях: электричестве, устройстве и функционировании человеческого организма, о том, что такое ураган, об эпохе динозавров, энергетических свойствах воды – в общем, обо всем на свете. И рассказывается так, чтобы детям стали понятны самые сложные явления.
Каждая книжка представляет собой одну «тематическую» экскурсию. И эта экскурсия в буквальном смысле – приключение (небезопасное), участниками которого оказываются дети школьного класса и их учительница, мисс Кудряшка (или мисс Кудря). Мисс Кудряшка – не просто разговаривающий «робот», в задачу которого входит транслировать различную информацию. Это совершенно замечательный образ, чем-то напоминающий Мэри Попинс, чем-то – уважаемых учителей-волшебников Хогвартса. Но мисс Кудряшка использует свои магические умения для того, чтобы знакомить детей с естественнонаучными явлениями. И это переворачивает привычные представления о полной противоположности мира науки и мира чудесного. В книжках Джоанны Коул и Брюса Дегена мир природных явлений и есть самое чудесное, что только может быть. И то, что мисс Кудряшка пользуется разными волшебными ухищрениями, чтобы приобщить детей к знаниям об этом мире, кажется совершенно естественным. Мисс Кудряшка даже одевается необычным образом. О новой теме дети каждый раз узнают по ее платью: оно декорировано тематическими элементами, причем иногда – довольно вызывающе. Если, к примеру, детям предстоит изучать тему органов чувств, то язычки туфель учительницы выглядят как настоящие языки. А если детям предстоит изучать насекомых, ее платье оказывается расшитым насекомыми. И т.д.
Вообще-то, само по себе выражение «учительница-волшебница» может и не вызывать удивления или недоверия. Ведь по большому счету это, скорее, естественно. И не так уж редко говорят: «Этот учитель – настоящий волшебник! Он так умеет увлечь детей своим предметом!» Подобные представления в книжках про школьный автобус оборачиваются материализованными метафорами. Мисс Кудряшка в буквальном смысле то и дело куда-то «увлекает» своих учеников: «Мисс Кудряшка первой прыгнула к трубе, увлекая всех за собой. Спустя секунду весь наш класс очутился внутри трубы с паром».
Если Мэри Поппинс в детской литературе – идеальная няня, то мисс Кудряшка – идеальная учительница. Она совершенно неутомима и переполнена просветительской энергией. Для нее нет никаких препятствий, мешающих ей учить детей. Каждый раз после того, как мисс Кудряшка объявляет детям новую тему, они вместе куда-нибудь едут в школьном автобусе. Она и автобус водит сама, причем на бешеной волшебной скорости. И всегда точно знает, куда и как ехать. А едет ведóмый ею автобус туда, где пространство и время сказочно изменяются: в прошлое к динозаврам, в центр циклона, в человеческий желудок…
Направление движения автобуса задано вектором познания: вглубь, внутрь наблюдаемого явления или объекта. Автобус вместе с детьми в какой-то момент обязательно становится маленьким, крошечным, равным по величине тем важнейшим объектам, которые учительница хочет показать детям – клеткам, молекулам, электронам.
Где бы ни оказывались дети – в крови, внутри электрического потока, в организме пчелы – они всегда соразмерны «среде» и получают возможность адекватно ее разглядывать, понаблюдать в подробностях. Получается, что ученики мисс Кудряшки воспринимают окружающую их микроскопическую действительность так же, как ребенок воспринимает обычный окружающий его мир. В результате читатель как бы приобретает «чувственный опыт» иных «миров». По крайней мере, возникает такое ощущение.
Это ощущение усиливается благодаря картинкам. Они наглядно и выразительно демонстрируют нам «природные ландшафты», в которые попадают дети: например, внутреннее пространство желудка, в котором «стены ходили ходуном, а в окна плескался желудочный сок». Или внутреннее пространство проволоки, по которой с бешеной скоростью несутся электроны, а между электронами – дети.
Кстати, картинки демонстрируют еще и эмоциональную реакцию детей-персонажей на происходящее. А реакция у них самая разная – от неподдельного интереса до тошноты, в силу их разных характеров. Характеры персонажей обозначены выражением их лиц и парой фраз-реакций, но этого достаточно, чтобы читатель научился их узнавать. Так что класс мисс Кудряшки оказывается коллективом ярких индивидуальностей. Такие детали – эмоции на лицах героев, их индивидуализированные реакции – добавляют происходящему «правдоподобности», и в результате представления читателя, к примеру, о работе желудка становятся очень яркими.
Вообще яркая образность и событийность изложения – удивительная особенность книжек про волшебные автобусные экскурсии. Казалось бы, в научно-популярной книге трудно избежать нудноватых объяснений – как ни отбирай материал. Здесь же все объяснения «имплантированы» внутрь динамичных событий: «Оглянувшись, мы увидели, что за нами гонится белая кровяная клетка… Двери автобуса распахнулись. Мы вылетели из автобуса прямо в поток красных клеток. «Хватайтесь за них!» – закричала мисс Кудряшка, и каждый вцепился в одну из проносившихся мимо клеток… В следующий момент мы влетели в сердце».
Одно действие сменяется другим. Герои и изучаемые объекты постоянно перемещаются. Постоянно меняется ракурс наблюдения. Постоянно что-то случается: читателям ненавязчиво сообщается, что процесс познания не только увлекательный, но и небезопасный. А может быть, потому и захватывающий, что небезопасный.
Но надо отдать учительнице должное: мисс Кудряшка ни при каких обстоятельствах не забывает о технике безопасности. В нужный момент ее ученики всегда оказываются в спасательных жилетах, скафандрах, жаронепроницаемых костюмах и т.п.
Кроме основного приключенческого текста, есть еще тексты «другого уровня»: во-первых, реплики в «облачках», врисованные в картинки (те самые индивидуальные реакции), во-вторых, на «полях» многих страниц представлены «детские сочинения» по изучаемой теме. Это очень лаконичные сообщения, в которых даются определения понятий и «дополнительная» информация. Поскольку эти тексты написаны детьми-персонажами, они предельно понятные и достаточно яркие, в них «выхвачено» то, что действительно может быть интересно ребенку:
«Научное слово
Сочинение Дороти Энн
Слово «пищеварение» обозначает процесс расщепления пищи. В ходе переваривания пища делится на все меньшие и меньшие кусочки».
Слова «меньшие кусочки» – совершенно детское и в то же время правильно визуализирующее понятие. По сути, эти детские сочинения заменяют собой научные справки.
Вообще «Волшебный автобус» способен «проехать» в душу к самому настороженному читателю. Даже к такому, который не склонен засиживаться над книгами, да еще и научно-популярными. Тут важен и объем каждой книги, и обилие смешных картинок, и характер текстов с их «дроблением» на фрагменты, и даже разные шрифты – всё затягивает на «экскурсию в чтение».
Такие книги, особенно в силу их серийности, действительно могут стать трамплином в самостоятельное чтение. Причем, в чтение содержательное, информативное.
Так что на школьный автобус стоит купить билет!
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025