
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Секретные планы и остроумные трюки огромного пожирателя детей
Маленькие дети обычно такие миленькие, пухленькие и обаятельные, что их все время хочется обнимать, тискать и… немножко кусать.
Ну так, немножко совсем. Покусывать. Вовсе не поедать. Хотя… Наверняка, всякий родитель припомнит ситуацию с бабушкой, тетей, дядей, да просто знакомым, который брал ребенка на руки и делал страшные глаза: ах, какой же ты вкусный!.. Тема поедания детей, наверное, существует столько же лет, сколько и само человечество: она присутствует и в архаичном фольклоре, и в «Бармалее» Чуковского, и в «Огромном крокодиле» Роальда Даля. При этом Даль говорит на эту тему с таким юмором и тактом, что его книгу стоит прочесть всем детям старше четырех лет.
Примерно после четырех лет большинство детей перестает всерьез воспринимать шуточные угрозы взрослых на тему «сейчас я тебя съем». Вот тут и наступает время для «Огромного крокодила».
У него на голове
Волосёнки-сёнки-сёнки,
На руках и на ногах
Пальчи-чики-чики-чики,
А на пальчиках его
Ноготочки-точки-точки,
И в еду годится всё
Без остатка-татка-татка!
Главный герой книги – Огромный Крокодил. Это воплощение абсолютного зла. Самый что ни на есть отрицательный герой. Он умный и хитрый. Жестокий и коварный. Обмануть для него – раз плюнуть. И у него есть цель – пообедать ребеночком. Лучше не одним: к концу книги он становится настолько голодным, что хочет уже целых шесть детей! Чтобы добиться своей цели, Крокодил «приводит в исполнение секретные планы и остроумные трюки»: он превращается в качели на детской площадке, в скамейку на полянке для пикника, в кокосовую пальму на плантации. И каждый раз он уже почти достигает цели, но…
Конечно, крокодилу ни разу не удается закусить ребеночком. Почему? Потому что с абсолютным злом можно и нужно бороться. Роальд Даль, насмешник и ниспровергатель основ, придумал идеальную детскую сказку: да-да, ту самую, в которой добро непременно побеждает зло, после чего зло получает по заслугам, а добро торжествует.
При этом сказка Даля совсем не так проста, как кажется на первый взгляд. Кто в ней олицетворяет добро? Сами дети – всего лишь пассивные объекты. Крокодил охотится на них, но каждая охота срывается в последний момент, потому что на помощь детям бросаются его же, Крокодила, знакомые: слон, обезьяна, птичка, бегемот. И тут вроде бы всё просто: главные заступники детей – это хорошие взрослые, которые не дают плохому взрослому реализовать его преступные умыслы.
Но Даль не был бы Далем, если бы ограничился только этим базовым, морально-дидактическим, уровнем. Знаете, как зовут «хороших взрослых»? Бегемот Гипер-Попинс. Обезьяна Кривля. Пышка-Пташка. Слон Хоботан. Говорящие имена – да только все они какие-то странные. Кривые. Неправильные. С издевкой.
А Огромный Крокодил, между прочим, весьма талантлив. Он сочиняет стихи. Он отличный актер, здорово притворяется и маскируется. И вообще-то он по-своему обаятелен. Даль подробно описывает, как урчит в животе у Крокодила, как он расстраивается и ворчит – есть-то надо! Ну что же поделать, крокодилы – не вегетарианцы, им нужно мясо! В какой-то момент ребенок-читатель даже начинает сочувствовать крокодилу, которому никак не удается пообедать. Отлично понимая и принимая четкие и ясные моральные установки автора (крокодил – плохой, остальные звери и дети – хорошие), ребенок словно видит героев книги с разных сторон. Оказывается, зло может быть обаятельным и привлекательным. А хорошие герои - и слабыми, и даже смешными.
Смеха в «Огромном Крокодиле» действительно много. Он и в сюжетах, и в отличных рисунках Квентина Блейка, постоянного иллюстратора Даля, и, конечно, в игре слов. Роальд Даль и переводчица Дина Крупская используют бытовую, просторечную лексику. «Ах ты мерзкая рептилия! Тупоголовый вероломный изверг! Надеюсь, тебя пристукнут, прихлопнут и сошьют из тебя дамскую сумочку!» ‒ ругает Крокодила Слон. Некоторые взрослые считают, что употребление таких «некрасивых» слов недопустимо в детской литературе, что они портят ребенка – но это, конечно же, не так. Если что и портит речь ребенка, то только те слова, которые используют в своих разговорах окружающие его взрослые. Книги здесь ни при чем. Наоборот: грубоватые и простоватые слова становятся еще одним оружием, с помощью которого положительным героям книги удается победить крокодила. Они дополняют и оттеняют грубую силу. Ну подумайте сами: разве был бы конец книги таким эффектным, используй Роальд Даль другие слова?
Слон Хоботан обхватил своим хоботом хвост Крокодила и начал его раскручивать. Вскоре Огромный Крокодил стал казаться мерцающим диском, потом зеленой ракетой, затем он взмыл в воздух и умчался в открытый космос. Пока наконец…
Страшный, коварный, жестокий Крокодил вдруг становится простой жареной сосиской. Дети, которые с напряжением следили за развитием истории, сопереживая то охотнику Крокодилу, то его потенциальным жертвам, ‒ с облегчением и смехом выдыхают. Всё кончено. Зло наказано и с помощью слоновьей силы, и с помощью слов.
Анна Рапопорт
Коментарі
Останні події
- 11.09.2025|19:25Тімоті Снайдер отримав Премію Стуса-2025
- 10.09.2025|19:24Юліан Тамаш: «Я давно змирився з тим, що руснаків не буде…»
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025