
Re: цензії
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
- 26.05.2025|Ігор ЗіньчукПрагнення волі
- 26.05.2025|Інна КовальчукДорога з присмаком війни
- 23.05.2025|Ніна БернадськаГолос ніжності та криці
- 23.05.2025|Людмила Таран, письменницяВитривалість і віру маємо плекати в собі
- 15.05.2025|Ігор ЧорнийПірнути в добу романтизму
- 14.05.2025|Валентина Семеняк, письменницяМіцний сплав зримої краси строф
- 07.05.2025|Оксана ЛозоваТе, що «струною зачіпає за живе»
- 07.05.2025|Віктор ВербичЗбиткування над віршами: тандем поета й художниці
Видавничі новинки
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Звезды для малышей
Муми-тролли – «дети» великой Туве Янсон, родившиеся как герои комиксов и прославившиеся как герои философских сказок, ‒ уверенно набирают очки в качестве «дошкольных педагогов».
Все больше появляется книжек, на страницах которых эти забавные существа призваны общаться с малышами. Теперь они прокладывают дорожку в книжный мир для тех, кто только учится говорить, ‒ играют с ними в прятки. А недавно издательство «Махаон» выпустило книжку, в которой муми-тролли и их друзья учат детей считать.
Новая книга для малышей – это короткое, немногословное и романтичное повествование о том, как Муми-тролль, увидев на ночном небе звезды, загадывает желание. А следом за ним это делают и другие известные герои историй Туве Янсон. С каждым новым загаданным желанием звезд становится меньше. И наконец они исчезают совсем, а вся загадавшая желания компания встречает рассвет.
В этой истории есть даже намек на конфликт, связанный с малышкой Мю. В тексте о ней говорится только на последних страницах, а вот на картинках она появляется сразу. Малышка Мю – единственная свидетельница общения каждого из персонажей с ночным небом. Но ее никто не замечает: малышка Мю наблюдает за всеми из «укрытия». Но в злонамеренном подглядывании малышку Мю не хочется обвинять. Скорее всего, она случайно каждый раз оказывается «в нужное время в нужном месте». И вид у нее страшно недовольный. Почему? Вот это и выясняется почти в самом конце. Оказывается, «малышка Мю считает, что все, что загадали муми-тролли, – просто глупости». Один выразительный штрих (вдобавок к недовольной мордочке) – и сразу проступает характер. Здесь история «напрягается». Спасает ситуацию только то, что на небе осталась последняя звездочка, и малышка Мю, глядя на нее, загадывает свое желание. Конечно, «свое желание» всегда лучше тех, что загадали другие. И правильнее всех – с точки зрения того, кто загадывает. А вообще-то каждый имеет право загадывать то, что хочет.
Никто таких выводов в книжке не делает. Никто не говорит лишних слов. Просто все, кто в ночи загадывал желание в одиночестве, собираются вместе и встречают рассвет (включая малышку Мю).
Слов мало, а сказано много.
Но это еще не все. Сюжет так хитро устроен, что в самом начале на небе загорается ровно десять звезд. На следующей странице их становится девять, потом восемь и т.д. Причем повествование провоцирует маленького слушателя «подсказать», сколько звезд окажется в следующем эпизоде сказки: «Муми-тролль загадал желание, и их (звезд) осталось…»
Слово «девять» перенесено на следующую страницу.
Конечно, подсказывать малыш научится не сразу. Это ведь счет обратный: десять, девять, восемь, семь… Но ведь и книжка читается не один раз.
А ее дизайн предусматривает еще одну вещь: звезды на странице выпуклые – такие пластмассовые кружочки. Их легко и приятно ощупывать, пересчитывая. Так что тут есть работа не только для глаз и ушей, но и для пальцев. А считать малышей поначалу учат именно пальцы.
При этом счет органично вплетен в сюжет, является его составляющей.
Точно так же делает Эрик Карл в своем гениальном «Снежном сне» или в своей гениальной «Очень голодной гусенице». Так же устроена и сказка «Три медведя» в обработке Льва Толстого.
Это тот самый случай, когда ребенок обучается совершенно незаметно, погружаясь в художественную речь, слушая сказку. И, естественно, разглядывая (и ощупывая) картинки.
Марина Аромштам
Коментарі
Останні події
- 07.06.2025|14:54Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям
- 03.06.2025|06:51Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» покажуть на кінофестивалі Docudays UA
- 03.06.2025|06:50Дух Тесли у Києві
- 30.05.2025|18:48«Літературний Чернігів» на перехресті часу
- 27.05.2025|18:32Старий Лев презентує книгу метеорологині Наталки Діденко «Тролейбус номер 15»
- 26.05.2025|10:38Поезія без кордонів