
Re: цензії
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
- 16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаПравда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
- 10.07.2025|Дана Пінчевська"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
- 10.07.2025|Володимир СердюкАнтивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»
Видавничі новинки
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Аталанта"Проза | Буквоїд
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Фандорин: перезагрузка
Борис Акунин. Весь мир театр. М.: Захаров, 2010.
В последние годы Бориса Акунина часто упрекают в том, что его романы стали предсказуемы и однообразны. Опытному читателю, знакомому хотя бы с парой акунинских текстов, не составит труда предугадать поступки героев и сюжетные повороты.
Живой язык, умение удерживать читательское внимание и даже новаторский, оригинальный материал в какой-то момент обратились против писателя. Однако, как показывает пример нового романа фандоринской серии, написанного спустя шесть лет после предыдущего и через два года после сборника рассказов о знаменитом сыщике, обман читательских ожиданий порой заметно хуже разочаровывающей предсказуемости.
Итак, осень 1911 года. Эраст Петрович Фандорин, отметив полувековой юбилей прогулкой по морскому дну, всё чаще задумывается о старости, но по-прежнему не против взяться за расследование какого-нибудь громкого злодеяния, например убийства Петра Столыпина, совершённого на днях. Но судьба распоряжается иначе, и знаменитому сыщику приходится согласиться на дело куда менее яркое — разобраться в закулисных распрях популярного театра «Ноев ковчег». Со свойственной ему обстоятельностью и рассудочной холодностью Фандорин собирает информацию и знакомится с обстановкой, но, отправившись на спектакль, видит исполнительницу главной роли… и теряет голову. Почему нет?
Впрочем, это не единственная неожиданность для поклонников импозантного героя в романе «Весь мир театр». Чувство Фандорина поначалу оказывается не вполне взаимным, а после — не лишенным трудностей. И вот, вопреки собственным жизненным принципам, он погружается в апатию, никак не может взять себя в руки, дважды серьёзно ошибается и едва не губит всё дело. Как и предрекал автор накануне выхода книги, герой проходит испытание, к которому оказался не готов. Готовы ли к нему читатели, вопрос ещё более сложный. Потому что на страницах этого романа в общем-то и следа не осталось ни от блестящих дедуктивных способностей Фандорина, ни от его внутренней целостности.
Привыкнув за десяток томов видеть в Фандорине воплощение лучших качеств идеального героя, на этот раз читатель будет несколько обескуражен. Не то чтобы Фандорин дал волю эмоциям и проявил слабину в первый раз, но до сего момента человеческие нотки в его натуре строго дозировались и вполне мило разбавляли твердокаменный характер выдающегося сыщика оттенком нежного лиризма. В новом же романе Фандорин как-то резко и неожиданно низвергается со своих идеальных высот и уже ничем не отличается от обычного человека, причём порой в самом его неприглядном виде. Поддавшись эмоции, он откровенно раскисает, впадает в совершеннейшее ничтожество и решительно не способен сосредоточиться на деле. А тут ещё, словно за компанию, даёт сбой обычно безупречный в своей прозрачности язык Акунина: повествование вязнет в не слишком оригинальных пространных размышлениях не то автора, не то героя. О старости и человеческих характерах, о театре и актёрском даровании, о жизни и смерти.
Конечно, нельзя исключить, что в этом и состоял писательский замысел. Не может же герой быть одинаково безупречен как в юности, так и на пороге старости. А пятьдесят пять лет (именно столько лет герою на момент главного приключения), как ни крути, по меркам описываемого времени — возраст вполне себе преклонный. Да и читателя надо чем-то удивлять. Вот только поклонников, с замиранием сердца ожидающих встречи с восхитительным и эпически-нестареющим героем, возрастная эволюция Эраста Фандорина едва ли порадует. В конце концов, литература, как и весь мир, тоже театр. Со своими условностями. И зрители не всегда ожидают от этого театра психологической достоверности и реалистичных подробностей.
Татьяна Трофимова
Додаткові матеріали
- У грудні вийде новий роман Акуніна про Фандоріна
- Акуніна не пустили до Узбекистану, щоб він не написав «щось не те»
- Борис Акунін отримає японський орден Вранішнього сонця
- Борис Акунін. «Сокіл і Ластівка»
Коментарі
Останні події
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
- 23.08.2025|18:25В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
- 20.08.2025|19:33«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
- 19.08.2025|13:29Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
- 18.08.2025|19:27Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
- 18.08.2025|19:05У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
- 18.08.2025|18:56Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
- 18.08.2025|18:51На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»
- 17.08.2025|11:36«Книжка року’2025». ЛІДЕРИ ЛІТА. Номінація «ВІЗИТІВКА»