Re: цензії

25.08.2025|Ярослав Поліщук
Шалений вертеп
25.08.2025|Ігор Зіньчук
Правди мало не буває
18.08.2025|Володимир Гладишев
«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Полтавська хоку-центричність
07.08.2025|Ігор Чорний
Роки минають за роками…
06.08.2025|Ярослав Поліщук
Снити про щастя
06.08.2025|Валентина Семеняк, письменниця
Час читати Ганзенка
16.07.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Правда про УПА в підлітковому романі Галини Пагутяк
"Щасливі ті люди, природа яких узгоджується з їхнім родом занять"
Антивоєнна сатира Володимира Даниленка «Та, що тримає небо»

Літературний дайджест

Фандорин: перезагрузка

Борис Акунин. Весь мир театр. М.: Захаров, 2010.

В последние годы Бориса Акунина часто упрекают в том, что его романы стали предсказуемы и однообразны. Опытному читателю, знакомому хотя бы с парой акунинских текстов, не составит труда предугадать поступки героев и сюжетные повороты.

Живой язык, умение удерживать читательское внимание и даже новаторский, оригинальный материал в какой-то момент обратились против писателя. Однако, как показывает пример нового романа фандоринской серии, написанного спустя шесть лет после предыдущего и через два года после сборника рассказов о знаменитом сыщике, обман читательских ожиданий порой заметно хуже разочаровывающей предсказуемости.

Итак, осень 1911 года. Эраст Петрович Фандорин, отметив полувековой юбилей прогулкой по морскому дну, всё чаще задумывается о старости, но по-прежнему не против взяться за расследование какого-нибудь громкого злодеяния, например убийства Петра Столыпина, совершённого на днях. Но судьба распоряжается иначе, и знаменитому сыщику приходится согласиться на дело куда менее яркое — разобраться в закулисных распрях популярного театра «Ноев ковчег». Со свойственной ему обстоятельностью и рассудочной холодностью Фандорин собирает информацию и знакомится с обстановкой, но, отправившись на спектакль, видит исполнительницу главной роли… и теряет голову. Почему нет?

Впрочем, это не единственная неожиданность для поклонников импозантного героя в романе «Весь мир театр». Чувство Фандорина поначалу оказывается не вполне взаимным, а после — не лишенным трудностей. И вот, вопреки собственным жизненным принципам, он погружается в апатию, никак не может взять себя в руки, дважды серьёзно ошибается и едва не губит всё дело. Как и предрекал автор накануне выхода книги, герой проходит испытание, к которому оказался не готов. Готовы ли к нему читатели, вопрос ещё более сложный. Потому что на страницах этого романа в общем-то и следа не осталось ни от блестящих дедуктивных способностей Фандорина, ни от его внутренней целостности.

Привыкнув за десяток томов видеть в Фандорине воплощение лучших качеств идеального героя, на этот раз читатель будет несколько обескуражен. Не то чтобы Фандорин дал волю эмоциям и проявил слабину в первый раз, но до сего момента человеческие нотки в его натуре строго дозировались и вполне мило разбавляли твердокаменный характер выдающегося сыщика оттенком нежного лиризма. В новом же романе Фандорин как-то резко и неожиданно низвергается со своих идеальных высот и уже ничем не отличается от обычного человека, причём порой в самом его неприглядном виде. Поддавшись эмоции, он откровенно раскисает, впадает в совершеннейшее ничтожество и решительно не способен сосредоточиться на деле. А тут ещё, словно за компанию, даёт сбой обычно безупречный в своей прозрачности язык Акунина: повествование вязнет в не слишком оригинальных пространных размышлениях не то автора, не то героя. О старости и человеческих характерах, о театре и актёрском даровании, о жизни и смерти.

Конечно, нельзя исключить, что в этом и состоял писательский замысел. Не может же герой быть одинаково безупречен как в юности, так и на пороге старости. А пятьдесят пять лет (именно столько лет герою на момент главного приключения), как ни крути, по меркам описываемого времени — возраст вполне себе преклонный. Да и читателя надо чем-то удивлять. Вот только поклонников, с замиранием сердца ожидающих встречи с восхитительным и эпически-нестареющим героем, возрастная эволюция Эраста Фандорина едва ли порадует. В конце концов, литература, как и весь мир, тоже театр. Со своими условностями. И зрители не всегда ожидают от этого театра психологической достоверности и реалистичных подробностей.

Татьяна Трофимова



Додаткові матеріали

16.11.2009|17:02|Події
У грудні вийде новий роман Акуніна про Фандоріна
08.04.2009|11:09|Події
Акуніна не пустили до Узбекистану, щоб він не написав «щось не те»
29.04.2009|10:41|Події
Борис Акунін отримає японський орден Вранішнього сонця
13.06.2009|10:52|Новинки
Борис Акунін. «Сокіл і Ластівка»
коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

25.08.2025|17:49
У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
25.08.2025|17:39
Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
23.08.2025|18:25
В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
20.08.2025|19:33
«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
19.08.2025|13:29
Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
18.08.2025|19:27
Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
18.08.2025|19:05
У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
18.08.2025|18:56
Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
18.08.2025|18:51
На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»
17.08.2025|11:36
«Книжка року’2025». ЛІДЕРИ ЛІТА. Номінація «ВІЗИТІВКА»


Партнери