Re: цензії
- 18.11.2025|Ігор ЧорнийУ мерехтінні зірки Алатир
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
- 16.11.2025|Ігор ПавлюкЛірика поліської мавки
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Все счастливые семьи
В книге, посвящённой столетию ухода Льва Толстого из Ясной Поляны, Павел Басинский показывает историю жизни писателя и его семьи сквозь призму финального бегства.
Павел Басинский. Лев Толстой: бегство из рая. М.: АСТ: Астрель, 2010.
События тех нескольких дней, что легли в основу этой книги, известны досконально. В ночь с 27 на 28 октября 1910 года 82-летний Лев Толстой тайком от родных и близких в сопровождении дочери Александры и личного врача Маковицкого бежал из собственного имения Ясная Поляна. Оптина пустынь, Шамордино, дорога на Козельск, поезд на Ростов. 1 ноября Александра телеграфировала, что состояние отца ухудшилось, они вынуждены сойти на станции Астапово, ехать дальше решительно невозможно. И вот 7 ноября в том же Астапове в доме начальника станции Толстой умирает от воспаления лёгких.
Известны и причины, побудившие больного и очень пожилого человека совершить этот странный поступок. Совершить, несмотря на понимание, что затеряться не удастся, что за каждым его шагом следят десятки репортёров по всему миру, что поступок вызовет скандал. Принято говорить, что Толстой не выдержал мировой славы, обрушившейся на него под конец жизни, неустанного внимания к собственной персоне, нескончаемого потока паломников в Ясную Поляны, нарастающего с годами непонимания в семье, внутреннего конфликта между теорией и практикой жизни.
Ничего нового к этому писатель и критик Павел Басинский, известный своей биографией Максима Горького, строго говоря, не прибавил. Его книга — это честная в своей педантичности попытка разобраться, как же так произошло, что всемирно известный писатель и мыслитель окончил свою жизнь вдали от дома. Выбрав в качестве основы для своего рассказа детальное описание этих последних дней, Басинский на самом деле пишет историю жизни Льва Толстого и его семьи, увиденную сквозь призму этого давно назревавшего ухода. Если присмотреться, уход действительно не кажется таким уж внезапным. Начавшись с добровольного отъезда на Кавказ в юности, с годами мотив бегства всё отчётливее звучит в текстах Толстого, пока наконец не становится сознательным желанием. В этом смысле книга Басинского — это не только история жизни самого Толстого или его семьи, но и история идеи в сознании писателя.
В попытках добраться до глубинных причин финального бегства Басинский обращается к юности писателя, его истории самосовершенствования, сердечным привязанностям, рассказывает о знакомстве с семейством Берсов, о сознательном стремлении жениться и обустроить собственную семью по идеальному образцу, о самой женитьбе, отражённой в романтической истории Кити и Левина в «Анне Карениной», о семейных буднях, детях, радостях, непонимании, конфликтах. «Это было очень сложное семейное счастье. Толстой оказался не совсем прав, когда начал роман «Анна Каренина» с утверждения, что «все счастливые семьи похожи друг на друга», — заключает автор. В этом сложном семейном счастье, по мнению Басинского, и была заложена мина замедленного действия. Создав своими руками собственный рай, вместе с переменой мировоззрения на рубеже 70—80-х Толстой своими же руками начинает разрушать созданную им идеальную картинку.
Вновь и вновь возвращаясь к последним дням жизни писателя, Басинский придаёт своей книге не только сюжетную динамику, но и особый кружащий ритм повествования, органично дополняющий рассказ о духовных блужданиях Толстого. Впрочем, Толстой не единственная фигура, чьи мотивы пытается понять автор. Описывая каждую новую спорную ситуацию, Басинский попеременно пытается посмотреть на неё глазами то самого Толстого, то его жены Софьи Андреевны. Без выводов, одобрения или осуждения. С одной стороны — бесконечные духовные поиски, творческие кризисы и выработка художественных форм, с другой — семейный быт, дети, дом, заботы. У каждого из супругов — своя правда. Трагедия начинается тогда, когда эти правды перестают совпадать даже в самой малой части.
В этой книге нет сенсаций и открытий. Ничего такого, чем гарантированно можно было бы «подогреть» интерес к фигуре классика. Вместо оригинальных трактовок исключительно тщательная работа с источниками: дневниками, письмами, воспоминаниями, художественными текстами. Каждый сюжет, появляющийся в книге, проработан автором с дотошностью, выдерживающей любую критику, вплоть до расчётов прибыльности имения Ясная Поляна и выверки по картам траектории бегства Толстого. В этих-то деталях и кроется сила книги Павла Басинского, равной которой в последнее время среди отечественного нон-фикшн вряд ли можно припомнить. Великий писатель, чьё имя и стандартный набор скучных биографических сведений знакомы всем без исключения, в «Бегстве из рая» вдруг предстаёт всего лишь человеком — живым, сомневающимся, ищущим, обретающим, теряющим и снова погружающимся в сомнения. Настоящим, неглянцевым великим классиком, жизнь которого оказывается едва ли не самым интересным произведением, из всех, когда-либо им созданных.
Татьяна Трофимова
Коментарі
Останні події
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
