Re: цензії
- 12.01.2026|Віктор Вербич«Ніщо не знищить нас повік», або Візія Олеся Лупія
- 12.01.2026|Микола ГриценкоВитоки і сенси «Франкенштейна»
- 11.01.2026|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськДоброволець смерті
- 08.01.2026|Оксана Дяків, письменницяПоетичне дерево Олександра Козинця: збірка «Усі вже знають»
- 30.12.2025|Ганна Кревська, письменницяПолотна нашого роду
- 22.12.2025|Віктор Вербич«Квітка печалі» зі «смайликом сонця» і «любові золотими ключами»
- 22.12.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ«Листи з неволі»: експресії щодо прочитаного
- 20.12.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськЕкспромтом
- 20.12.2025|Валентина Семеняк, письменницяДуже вчасна казка
- 11.12.2025|Ольга Мхитарян, кандидат педагогічних наукПривабливо, цікаво, пізнавально
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Одиночество в скорлупе
Эльга Мира. Скорлупа. – Киев, Издательский дом Бураго, 2010. – 398 с.
Новый украинский роман - это интересно. Новый любовный роман - это интересно женщинам. Новый литературный проект - это амбиции. Думаю, достаточно этих составляющих, чтобы обратить внимание на роман «Скорлупа». Автор - Эльга Мира. Выбранный псевдоним сразу обращает на себя внимание элегантной заграничностью. Декорации «не нашей» жизни здесь создают дополнительную атмосферу. госпожа Мира, судя по всему, хочет создать универсальную историю, в которой важнее взгляд со стороны, чем изнутри.
Нет никакого секрета в том, что каждый писатель, как маститый, так и дебютант, верит: его книги - для всех. Думаю Эльга Мира - не исключение. Спешу разочаровать дебютанта: книга получилась для того сравнительно небольшого круга людей, которые читать не только любят, но и умеют.
В данном случае «любить» и «уметь» столь же разные категории, как секс и любовь. Может быть секс без любви, так сказать, для здоровья и тонуса. Может быть любовь без секса, но в большинстве случаев она заканчивается психическим расстройством. И первого, и второго, и третьего в романе хватает. Уже с первых страниц может сложиться впечатление, что двадцативосьмилетняя героиня Пола Пауль постепенно сходит с ума от недостатка любви и сексуальной неудовлетворённости.
Поклонники Даниэлы Стил с возмущением отложат роман в сторону. Однако любители сложных форм изложения и бессюжетной рефлексирующей прозы тоже не найдут здесь привычных тяжеловесных словесных глыб. Подобная реакция подтвердит вывод: книги нужно не только читать, ожидая чего-то привычного, но и прочитывать, стараясь понять, почему автор так стремиться шокировать. Хотя и шок здесь - не цель, а средство, приглашение к дискуссии. «Скорлупа» по форме - очередной поиск третьего пути в литературе, разумного баланса между простой формы и неоднозначностью содержания.
Местами желание госпожи Мира эпатировать публику, погружая её в мир запретных наслаждений и удовольствий, даже слишком заметно. Несколько коротких флеш-бэков из детства и отрочества Полы - тому подтверждение: для своего возраста девушка в этих эпизодах слишком любознательна, хотя после каждого «неприличного» впечатления она готова презирать себя. Впрочем, на такой приём можно посмотреть иначе. Самобичевание Полы, её надрывная откровенность на самом деле должна принести молодой успешной женщине терапевтический эффект.
Достигнув определённого уровня в бизнесе, она тем больше одинока, чем выше поднимается по социальной и финансовой лестнице. Казалось бы, банальная истина: тот, кто богат и знатен, обычно глубоко несчастен. Вот только не каждый человек пытается так глубоко, практически по старику Фрейду, разобраться в себе, понять причины своего одиночества и личного несчастья, докопаться до собственных глубин, разбить собственную скорлупу.
Устав от бесконечных рефлексий и самокопаний, Пола пытается предложить разбить эту скорлупу мужчинам. На мужа надежды мало. Их не связывает уже и кровать, потому основной сюжет вращается вокруг попыток женщины понять, простить и обрести себя. Так в её жизни появляется архитектор Доминик Морель, он старше Полы лет на восемь, и поначалу принимает её вызов. А то, как она подаёт себя незнакомому мужчине, выглядит явным вызовом обществу, олицетворением которого господин Морель в какой-то мере является. Он консервативен, но, как всякий архетипичный француз, склонен к экспериментам.
Способы любви, предлагаемые героиней романа, отнесут синефилов к фильмам Бернардо Бертолуччи. «Последнее танго в Париже» вспоминается в большей степени. «Мечтатели» - в меньшей. Кто-то может вспомнить «Горькую луну» Романа Полански. И финал такого действа по-хорошему, без разочарований предсказуем: Доминик, проявляя в попытках приближения к запретной, а потому - свободной, не отягощенной фригидными буржуазными условностями стороне любви не свойственную себе страсть вкупе с жестокостью, пугается сам себя. Сильной, но запутавшейся в себе Поле трус не нужен. Потому она возвращается к мужу, отчаянно пытаясь спасти их брак хотя бы для себя: Жозеф всё равно не замечает её терзаний, не видит сквозь скорлупу.
Проблемы, которые переживает женщина, живущая в благополучной стране, характерны и для соотечественниц. Только наши женщины не так часто готовы отдать себе отчёт, что их видимое традиционное благополучие - не что иное, как скорлупа. Разбивать которую в реальной жизни опасно и, будем откровенны, не всегда полезно. Тогда как предложенная книга всего лишь моделирует реальность. И приглашает к диалогу: стоит ли, в самом деле, пытаться нарушать правила и подрывать устои. Пуская даже это ведёт к благой для каждого человека цели: поиск и обретению себя, настоящего.
Андрей Кокотюха
Додаткові матеріали
- «Книжка року ’2010». Повні результати. Номінація «Красне письменство»
- Ельга Міра. «Шкаралупа»
- Его, чи Шкаралупа?!
- Одиночество в скорлупе
- Отзыв о романе Эльги Миры «Скорлупа»
- Любовь,боль, жестокость всегда на грани
- Кто в «Скорлупе» живет?
- Ельга Міра (Дяченко Ольга)
Коментарі
Останні події
- 12.01.2026|10:20«Маріупольська драма» потрапили до другого туру Національної премії імені Т. Шевченка за 2026 рік
- 07.01.2026|10:32Поет і його спадок: розмова про Юрія Тарнавського у Києві
- 03.01.2026|18:39Всеукраїнський рейтинг «Книжка року ’2025». Довгі списки
- 23.12.2025|16:44Найкращі українські книжки 2025 року за версією Українського ПЕН
- 23.12.2025|13:56«Вибір Читомо-2025»: оголошено найкращу українську прозу року
- 23.12.2025|13:07В «Основах» вийде збірка українських народних казок, створена в колаборації з Guzema Fine Jewelry
- 23.12.2025|10:58“Піккардійська Терція” з прем’єрою колядки “Зірка на небі сходить” у переддень Різдва
- 23.12.2025|10:53Новий роман Макса Кідрука встановив рекорд ще до виходу: 10 тисяч передзамовлень
- 22.12.2025|18:08«Traje de luces. Вибрані вірші»: остання книга Юрія Тарнавського
- 22.12.2025|10:4526 грудня Соломія Чубай запрошує львів’ян на концерт “Різдво — час вірити в Дива”
