
Re: цензії
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
- 26.05.2025|Ігор ЗіньчукПрагнення волі
- 26.05.2025|Інна КовальчукДорога з присмаком війни
- 23.05.2025|Ніна БернадськаГолос ніжності та криці
- 23.05.2025|Людмила Таран, письменницяВитривалість і віру маємо плекати в собі
- 15.05.2025|Ігор ЧорнийПірнути в добу романтизму
- 14.05.2025|Валентина Семеняк, письменницяМіцний сплав зримої краси строф
- 07.05.2025|Оксана ЛозоваТе, що «струною зачіпає за живе»
- 07.05.2025|Віктор ВербичЗбиткування над віршами: тандем поета й художниці
Видавничі новинки
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
- Тетяна Трощинська. «Любов не минає. Щоденник мами, що втратила сина»Проза | Буквоїд
- Петро Панч. «Голубі ешелони»Проза | Буквоїд
- Олександр Клименко. "Метапрозорість"Книги | Буквоїд
- Семенова Юлія. "Well Done"Книги | Буквоїд
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Умереть со смеху
Испанский писатель Эдуардо Мендоса глумится над детективным жанром, но не может отказаться от его законов.
Эдуардо Мендоса. Тайна заколдованной крипты. М.: Corpus, 2010.
Новый роман испанца Эдуардо Мендосы («Город чудес», «Удивительное путешествие Помпония Флата») написан в не вполне привычном для российского читателя жанре пародийного детектива. Так уж сложилось, что на нашей почве литературная пародия вообще приживается неважно. То ли сиюминутность тому виной, то ли вторичность, то ли вообще несоответствие традиционному русскому размаху: если уж книга, то о Жизни, а не какие-то бездуховные хиханьки. В этом смысле «Тайна заколдованной крипты» для знакомства с пародийным жанром — образец вполне удачный. Хотя бы потому, что отсылает к универсальному читательскому опыту: сложно представить человека, который никогда в жизни не читал детективов.
Итак, из школы при монастыре загадочным образом исчезают девочки. Не в массовых, конечно, количествах, но даже одной пропажи в несколько лет достаточно, чтобы безвозвратно испортить репутацию учебного заведения. Исчезнув, через некоторое время они не менее загадочным образом возвращаются. Целые и невредимые, но совершенно не способные рассказать, где были. Монахини в панике, полиция в тупике. Единственный выход — обратиться к опытному сыщику, который поможет разобраться в этом запутанном деле. Словом, всё как в настоящем детективе. Только в роли опытного сыщика… пациент психиатрической клиники, определённо напоминающий чудаковатого, забавного, а порой и весьма гадкого героя сериала «Мистер Бин».
Главным предметом пародии, впрочем, становится даже не герой, а сам детективный формат. Поиск улик превращается в череду нелепейших действий, допрос причастных к делу лиц — в невероятные диалоги обо всём на свете, кроме самого важного, а неожиданные сюжетные повороты и впрямь невозможно предсказать, если исходить из обычной логики. Здесь есть и автомобильные погони, и поиск свидетелей, и покушения на убийства, и неожиданные романтические чувства, и скрытые психологические мотивы — только всё это доведено до полнейшего, умопомрачительного абсурда.
Впрочем, роман Эдуардо Мендосы — это не тот случай, когда пародия пишется исключительно ради пародии. Он не лишён увлекательности и в общем-то вполне оправдывает ожидания читателя, желающего, помимо прочего, узнать, что же всё-таки произошло с девочками. Видимо, где-то здесь и кроется причина, по которой литературным пародиям так и не удаётся закрепиться в списке читательских предпочтений: как бы ни потешался Мендоса над законами жанра, для того чтобы закончить своё повествование и удержать интерес читателя, он обязан за них держаться. Как бы ни глумился он над манерой детективщиков, он всё равно вынужден воспользоваться их опытом и мастерством. Каким бы нелепым ни выглядел его герой, он всё равно должен каноническим образом привести расследование к разгадке.
Возможно, именно поэтому «Тайна заколдованной крипты» производит несколько двойственное впечатление. Это одновременно и детектив, и пародия на него. И в том, и в другом смысле Эдуардо Мендоса вполне справляется с поставленной задачей. Хотя вопрос «Над кем смеётесь?» в данном случае оказывается как нельзя более уместен. В самом деле, над кем, собственно?
Татьяна Трофимова
Коментарі
Останні події
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям
- 03.06.2025|06:51Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» покажуть на кінофестивалі Docudays UA
- 03.06.2025|06:50Дух Тесли у Києві
- 30.05.2025|18:48«Літературний Чернігів» на перехресті часу
- 27.05.2025|18:32Старий Лев презентує книгу метеорологині Наталки Діденко «Тролейбус номер 15»
- 26.05.2025|10:38Поезія без кордонів
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0