Re: цензії
- 18.11.2025|Ігор ЧорнийУ мерехтінні зірки Алатир
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
- 16.11.2025|Ігор ПавлюкЛірика поліської мавки
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Шоу Трумана продолжается
Актриса Елена Коренева написала детектив с элементами мистики.
Елена Коренева. Твари творчества. М.: Астрель: АСТ, 2010.
Главная героиня этой книги, по имени нигде не называемая, но зато очень похожая на саму Елену Кореневу, становится свидетельницей несчастного случая со смертельным исходом. Вскоре выясняется, что погибшая девушка Лиза, молодое, но уже вполне состоявшееся медийное лицо, на самом деле, — жертва убийства.
Как это нередко бывает в романах, стремясь восстановить справедливость, героиня узнаёт много интересного об устройстве окружающего мира.
Казалось бы, к образу медиакратии, который создал в своих романах Виктор Пелевин, уже трудно что-то добавить. Мы уже давно знаем, что представители телеэлиты — это ходячие голограммы, а рядовые потребители телеиллюзий — скот вампиров.
И всё же Кореневой удаётся сделать весьма существенные и дельные дополнения. Будучи актрисой старой школы, её героиня способна сравнивать своё древнее и почтенное ремесло с современной социальной ролью медийного лица. Занятия на первый взгляд схожие и даже родственные. Однако, по наблюдениям кореневской героини, из деятельности медийного лица начисто ушло перевоплощение в героя, которое в недавнем прошлом было для актёра разновидностью нравственной работы и способом приобщения к культуре, а потому в определённой мере благотворно влияло и на общество. От всего этого осталась лишь куцая отретушированная картинка на экране, отвечающая утробным потребностям зрителей да карьерным амбициям самих медиалиц.
А ещё — полное отчуждение от самих себя и у тех и у других.
Если про зрителей Коренева пишет неглупо, но несколько схематично, то бытовые зарисовки из жизни главных героев-актёров, которых теленачальники изо всех сил пытаются сделать медийными персонажами, порой оказываются просто убийственными. Благо выбранный жанр позволяет Кореневой не называть имён, зато даёт полную свободу её острому языку. Самые обычные вещи — открыть дверь соседке, пойти с подругой на фуршет, спуститься в метро — становятся для главных героев крайне рискованными, хотя иногда и вполне забавными приключениями. Однако самая большая проблема для них — это любовь. Ведь любят, как правило, не самих актёров, а их экранный образ, категорически отказывая прототипу в праве на человеческое естество, да и вообще на существование.
В конце концов героиня Кореневой попадает в тайное общество «анонимов сердца», созданное жертвами телеотчуждения. У них есть и набор особых заповедей, и духовные упражнения, и, разумеется, свой гуру. Они полны решимости отвоевать самих себя у всесильного королевства кривых зеркал.
Однако лёгких решений Коренева не обещает. По сюжету и главная болезнь описанного в романе мира, и лекарство от неё оказываются разными сторонами одной и той же медали. Так что платить по счетам и выбираться из бесконечного «шоу Трумана», в которое в наше время зачастую превращается человеческая жизнь, каждому придётся совершенно самостоятельно.
Павел Богородский
Коментарі
Останні події
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
