Re: цензії
- 17.11.2025|Ігор ЗіньчукТемні закутки минулого
- 16.11.2025|Ігор ПавлюкЛірика поліської мавки
- 08.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськСвітлойменність
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Гагарин и пустота
К 50-летию первого полёта в космос в серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография Юрия Гагарина, написанная Львом Данилкиным.
. Данилкин. Юрий Гагарин. Серия «ЖЗЛ». М.: Молодая гвардия, 2011.
Жизнеописание Гагарина мало похоже на книгу об Александре Проханове, первый опыт Льва Данилкина в биографическом жанре. С Прохановым автору всё было ясно задолго до самой книги, с Гагариным вопросов больше, чем ответов, даже после того, как все мемуары прочитаны и все доступные свидетели опрошены. Дело даже не в том, что о герое, который биографу непонятен, получилось в итоге намного интереснее — само это непонимание Лев Данилкин сумел превратить в главный сюжет своей книги.
Композиционный ход он позаимствовал у Викентия Вересаева, изобретателя жанра «биография без биографа». Никакого связного рассказа о каждом дне гагаринской жизни в книге нет: говорят мемуаристы, документы, зарубежные репортёры, тассовская хроника, Хрущёв, Кеннеди, мама Гагарина, сочинители частушек — биограф только дирижирует всеми этими голосами, вовремя приглушая одни и давая развернуться другим. Понятно, Данилкин не Вересаев, и хор у него попестрее, с пелевинским «Омоном Ра», «Незнайкой на Луне» и Томом Вулфом на правах таких же законных источников гагаринской биографии, как передовицы «Правды» и причёсанные воспоминания одноклассников героя. И всё же не ради того, чтобы свести на одной странице Хрущёва, Кеннеди и Незнайку, вся конструкция задумана.
Столкновение цитат у Льва Данилкина вообще не подразумевает выяснения какой-то окончательной правды о событиях до или после 12 апреля. Да, есть официальные источники, а есть реальное положение дел, вот победные реляции Королёва об успешном катапультировании, а вот незапланированное десятиминутное бултыхание капсулы в небе, вот улыбки на камеру, а вот закулисная жизнь Звёздного городка — автор книги дотошен, как положено биографу, но не подноготная событий или отношений его занимает. В том-то всё и дело, что в гагаринской истории, если верить хроникёру Данилкину, найдётся место любой правде. И если о каком-то событии ещё можно узнать, как было на самом деле, то каким он парнем был — вопрос вовсе неуместный. Таким и был — полым.
Данилкин замечательно конструирует эту пустоту на месте героя, всё время меняя оптику: от бытовых сценок к казённому языку лозунгов, от Незнайки к «Нью-Йорк Таймс» и старорежимному пафосу Циолковского. В те же моменты, когда автор наконец забирает право голоса себе, намечается ещё один сюжет. Льву Данилкину явно хочется, чтобы его Гагарину, существу хлестаковского типа, о котором что ни скажешь, всё будет к месту, противостоял совсем другой читатель, как минимум социально конкретизированный. Этому читателю он изо всех сил пытается подмигнуть: тут тебе и десижн-мейкеры советского руководства, и комплекс селебрити, доходит даже до «гаджетов» немецких солдат, которые поразили маленького Юру во время войны.
Собственно, уже на «гаджетах» всё ясно. Эклектика — признак беспокойства, а беспокоиться Данилкину есть отчего: идеальный читатель, увешанный гаджетами и способный разделить симпатию к позднесоветским временам, видно, не вытанцовывается пока даже в сознании автора. Остаётся довольствоваться идеальным врагом. Виновата перед Гагариным — кто? — разумеется, либеральная интеллигенция, это ведь она объявила главными героями 1960-х Сахарова и Солженицына, а к космонавту номер один приучила страну относиться с иронией. Удивительно, что лучше всех эту иронию усвоил именно Лев Данилкин
Анна Шейнина
Коментарі
Останні події
- 17.11.2025|15:32«Основи» готують до друку «Бард і його світ: як Шекспір став Шекспіром» Стівена Ґрінблатта
- 17.11.2025|10:29Для тих, хто живе словом
- 17.11.2025|10:25У «Видавництві 21» вийшла друком збірка пʼєс сучасного класика Володимира Діброви
- 16.11.2025|10:55У Києві провели акцію «Порожні стільці» на підтримку незаконно ув’язнених, полонених та зниклих безвісти журналістів та митців
- 13.11.2025|11:20Фініш! Макс Кідрук завершив роботу над романом «Колапс»
- 08.11.2025|16:51«Поети творять націю»: У Львові стартував II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
