Re: цензії

27.06.2025|Ірина Фотуйма
"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
26.06.2025|Михайло Жайворон
Житомирський текст Петра Білоуса
25.06.2025|Віктор Вербич
Про що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
25.06.2025|Ігор Зіньчук
Бажання вижити
22.06.2025|Володимир Даниленко
Казка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
17.06.2025|Ігор Чорний
Обгорнена сумом смертельним душа моя
13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя Стефаника
Звичайний читач, який став незвичайним поетом
12.06.2025|Ігор Зіньчук
«Європейський міст» для України
07.06.2025|Ігор Чорний
Сни під час пандемії
03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Каміння не мовчить: контур герменевтики

Літературний дайджест

Пушкину было за что умирать

Галина Седова. Ему было за что умирать у Черной речки. – СПб.: Росток, 2012. – 735 c.

Автор этой книги - Галина Седова - пушкинист и хранительница дома-квартиры на Мойке, 12. Казалось бы, о Пушкине, как ни о ком, известно все или почти все. Но при этом мы «ленивы и нелюбопытны», а кажимость, что знаем все, опасно обманчива. Внимание знатоков и исследователей творчества привлекут архивные находки автора, читателя же - история последней дуэли поэта.

Название книги - строка из стихотворения Окуджавы «Ему было за что умирать у Черной речки». Вот это «за что» и прослеживается в книге: автором подробно описывается путь Пушкина к смертельному поединку - это и духовное становление личности поэта и человека, и неутолимая жажда общественного признания, и мучительная борьба за независимость, за возможность «истину царям с улыбкой говорить», за тайную и явную свободу, за честь, за семью, за Слово.

Хочется отметить наблюдения Седовой относительно проблемы православного сознания поэта: она показывает влияние на Пушкина религиозного мировоззрения его жены, а также семейного уклада, которым поэт бесконечно дорожил. Лирика Пушкина, созданная летом 1836 года, предстает как отражение событий церковной жизни, происходивших тем же летом.

События, которые привели Пушкина к дуэли и гибели, обычно рассматриваются в литературе как результат непримиримого антагонизма поэта и толпы. Из этого логично следует кажущееся стремление поэта свести счеты с жизнью в последние годы. Галина Седова считает, что Пушкин - поэт и человек - до конца своих дней умел сохранять психологическое равновесие, основанное на поразительном жизнелюбии, и что стремление поэта к диалогу с миром всегда сочеталось с неизменной верой в возможность подобного диалога и уверенностью в завтрашнем дне. Не случайно глава о каменноостровской лирике, в которой нашли отзвук настроения Пушкина незадолго до гибели, названа словами из стихотворения конца 1835 года: «...Высок смиреньем терпеливым».

Принято считать, что будущий поэт «был человек без детства», что он его «вычеркнул из жизни». Седова полагает, что это не совсем так, что именно в родительском доме, предоставленный самому себе и внимательно наблюдая за взрослыми, он извлек один из главных уроков жизни: счастье состоит в умении при любых обстоятельствах оставаться самим собой.

Там, где профессор Лотман находил «неуверенность в себе» Пушкина-лицеиста, Галина Седова видит иной психологический рисунок: в Лицее, а затем и после него будущий поэт почти осознанно избирал непослушание, эпатаж, безудержную и опасную игру с миром как один из действенных способов обретения внимания.

Особое место занимает в книге сюжет, связанный с историей создания стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный...». Галина Седова отыскала в швейцарском монастыре Айнзидельн прообраз, как она считает, Мадонны из этого стихотворения и полагает, что в некоторой степени «рыцарем бедным» оказывается и сам Пушкин. Баллада о рыцаре трактуется автором как тернистый путь духовного преображения художника, как символ верности избранному пути и знак мужественного противостояния уничижительному пренебрежению и непониманию окружающих.

Седова показывает, как творческие замыслы поэта оказались связаны с трудами таких его современников, как немецкий романтик Вакенродер, религиозный писатель Муравьев, лицейский профессор Галич.

Украшением книги, как мне кажется, стали наблюдения за реальными историко-культурными событиями, которые исследователи обычно оставляют в стороне, но которые существенно повлияли на становление творческих замыслов Пушкина и формирование его личности. Среди таких важных событий - негласно отмечаемый летом 1836 года юбилей казни и ссылки декабристов и широко отпразднованное десятилетие коронации Николая I.

Галина Принцева



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

01.07.2025|21:38
Артур Дронь анонсував вихід нової книги "Гемінґвей нічого не знає": збірка свідчень про війну та життя
01.07.2025|18:02
Сергію Жадану присуджено австрійську державну премію з європейської літератури
01.07.2025|08:53
"Дикий Захід" Павла Казаріна тепер польською: Автор дякує за "довге життя" книги, що виявилась пророчою
01.07.2025|08:37
«Родовід» перевидає «З країни рижу та опію» Софії Яблонської
01.07.2025|08:14
Мартин Якуб презентував у Житомирі психологічний детектив "Гріх на душу"
01.07.2025|06:34
ТОП-10 книг ВСЛ за червень 2025 року
01.07.2025|06:27
Українська письменниця Євгенія Кузнєцова у лонглисті престижної премії Angelus
29.06.2025|13:28
ВСЛ оголосило передзамовлення на книжку Юлії Чернінької "Бестселер у борг"
26.06.2025|19:06
Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
26.06.2025|14:27
Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва


Партнери