
Re: цензії
- 27.06.2025|Ірина Фотуйма"Коні не винні" або Хроніка одного щастя
- 26.06.2025|Михайло ЖайворонЖитомирський текст Петра Білоуса
- 25.06.2025|Віктор ВербичПро що промовляють «Вартові руїни» Оксани Забужко
- 25.06.2025|Ігор ЗіньчукБажання вижити
- 22.06.2025|Володимир ДаниленкоКазка Галини Пагутяк «Юрчик-Змієборець» як алегорія про війну, в якій ми живемо
- 17.06.2025|Ігор ЧорнийОбгорнена сумом смертельним душа моя
- 13.06.2025|Тетяна Качак, літературознавиця, докторка філологічних наук, професорка Прикарпатського національного університету імені Василя СтефаникаЗвичайний читач, який став незвичайним поетом
- 12.06.2025|Ігор Зіньчук«Європейський міст» для України
- 07.06.2025|Ігор ЧорнийСни під час пандемії
- 03.06.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськКаміння не мовчить: контур герменевтики
Видавничі новинки
- Вероніка Чекалюк. «Діамантова змійка»Проза | Буквоїд
- Джон Ґвінн. "Голод Богів"Книги | Буквоїд
- Олеся Лужецька. "У тебе є ти!"Проза | Буквоїд
- Крістофер Паоліні. "Сон у морі зірок"Проза | Буквоїд
- Дженніфер Сейнт. "Електра"Книги | Буквоїд
- Павло Шикін. "Пітон та інші хлопці"Книги | Буквоїд
- Книга Анни Грувер «Вільний у полоні» — жива розмова з Ігорем Козловським, яка триває попри смертьКниги | Буквоїд
- Тесла покохав ЧорногоруКниги | Буквоїд
- Тетяна Висоцька. «Увага, ти в ефірі!»Книги | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Насіння кмину»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Пора!..
27 января 1891 года родился писатель, поэт, переводчик, публицист, фотограф и общественный деятель Илья Эренбург.
Поздней осенью 1953 года И. Эренбург начал работать над повестью «Оттепель».
…Идёт обсуждение книги молодого автора. Выступает инженер Дмитрий Сергеевич Коротеев: он коснулся личной жизни героя повести – агронома Зубцова, влюбившегося в жену товарища. Почувствовав, что его любовь не вызывает сочувствия у окружающих, Зубцов уезжает на Север. Дмитрий Сергеевич явно осуждал неосмотрительность и легковесность поступков влюблённого агронома. Не думал - не гадал Коротеев, что нечто подобное вскоре произойдет и с ним: он не равнодушен к Лене Журавлёвой. И она тоже чувствует, что Дмитрий Сергеевич её очень интересует…
Вот этот зачин-обсуждение книги, жизни её героев, сходство их судеб с тем, что переживают и чувствуют персонажи самой повести – задаёт проблематику «Оттепели», её настрой: и хотя в ней немало говорится о производственной сфере (Коротеев обдумывает новый проект, Лена – вся в своих учительских делах, её муж Журавлёв, директор предприятия, – пытается решить заводские проблемы), но главное в произведении Эренбурга – личные взаимоотношения героев, поиск ими душевного понимания.
Эренбург был выучеником — благодарным, истовым — русской литературы XIX века. Ощущение своей русскости даже как бы стало самостоятельным, вполне отрефлектированным мотивом его ранней парижской лирики. И в стихах своих он был настолько «русским», что современники задавались вопросом, почему так — почему самым русским, самым патриотичным поэтом оказывается еврей?
Глупым быть глупо
Каждая встреча Лены и Дмитрия Сергеевича убеждает их в том, что они близки друг другу. Поняв, что муж стал духовно и физически чужд ей, Лена уходит от него. Трудно складывается судьба Сони Пуховой и инженера Савченко: их чувствам ещё предстоит немало испытаний. Сохранят ли они их чистоту и искренность? Уже немолоды инженер Соколовский и врач Шерер. Их сердца открыты друг другу – для любви, нежности. Но что-то мешает им сказать те заветные, лелеемые в душе слова о любви: может быть, то, что оба много пережили, перестрадали… Хочется верить, наступающая весна всё же отогреет и оживит их.
Не везёт пока в жизни завязшему в халтуре художнику Володе Пухову и молодой актрисе Татьяне: в сущности, они одиноки, не нашли ещё свой путь в искусстве. Но они молоды, талантливы, да и на дворе – весна! – и «высокое солнце весны пригревает и Володю, и Танечку, влюблённых на мокрой скамейке, и чёрную лужайку, и весь иззябший за зиму мир».
Ощущение близости перемен и в жизни, и в природе до сих пор волнует в повести Эренбурга! Писатель ни слова не говорит о только что происшедших в стране событиях (смерть Сталина, устранение Берии). В повести никого не арестовывают, не пишут клеветнические письма, не подозревают. Карьерист и демагог Журавлёв снят с должности (он устроился в какую-то захудалую артель). Читателя привлекает, что герои повести заняты поисками своего «я», хотят верить в свою любовь и близость счастья!
в «Знамени» появилась «Оттепель» Ильи Эренбурга, повесть, обычные слова которой опять же читались прежде всего политически: «Стояли последние дни зимы. На одной стороне улицы ещё мороз (сегодня минус двенадцать), а на другой с сосулек падают громкие капли».
Смерть Сталина: поэзия и правда
«Оттепель» была опубликована в журнале «Знамя» за 1954 год. Критики не сразу разобрались в ней, не поняли её символичность: они недоумевали, почему автор назвал повесть «Оттепель» (ему, должно быть, нравится весенняя гниль, сырость!), зачем автор изобразил «исключительных», «необыкновенных» положительных героев, настойчиво подчеркивает плохое в нашей жизни. И вообще, как так получается, что некоторые герои произведения стоят «в стороне от жизни народа и его борьбы»?.. Истинное понимание повести Эренбурга пришло позднее – и она стала олицетворять целую эпоху, зародившуюся с разоблачения культа личности, явилась провозвестницей будущей демократической России. Начинался долгий, нелёгкий путь России от «оттепели» к демократии.
Эренбург считал, что этот путь возьмёт исток с нравственного возрождения русских людей. «Как воспитать чувства человека?» – задавался он вопросом и отвечал так: «Это трудно, но возможно: горением, чутьём, волей… Ещё Горький писал, что нам «нужен наш, советский гуманизм». Слово как-то исчезло, а задача осталась. В то время она была предвидением, а теперь пора за это браться!» – Каково сказано, господа?! Вот за это предвидение будущей гуманистической, демократической России, за оптимистический голос автора («Теперь пора за это браться!») хочется ещё и ещё раз поблагодарить русского писателя и публициста И. Г. Эренбурга, высоко оценить его повесть «Оттепель»!
…А на дворе не за горами новая весна – весна 2012 года. И на скамейках появятся влюблённые пары, и высокое солнце скоро вновь отогреет иззябший за зиму мир, ожидающий оттепели, надеющийся на вот-вот – ещё чуть-чуть! – и души наши тоже отогреются и улыбнутся; и ничего в судьбах и чаяниях людей не меняется десятки, сотни лет – мы все хотим счастья, добра, любви и свободы.
Игорь Фунт
Коментарі
Останні події
- 29.06.2025|13:28ВСЛ оголосило передзамовлення на книжку Юлії Чернінької "Бестселер у борг"
- 26.06.2025|19:06Дмитро Лазуткін став лауреатом літературної премії імені Бориса Нечерди
- 26.06.2025|14:27Роман, що повертає емпатію: у Луцьку вийшла книжка Костянтина Коверзнєва
- 26.06.2025|07:43«Антологія американської поезії 1855–1925»
- 25.06.2025|13:07V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує фокус-тему та нових учасників
- 25.06.2025|12:47Блискучі рішення для життя і роботи: українською побачив світ комікс всесвітньовідомого поведінкового економіста Дена Аріелі
- 25.06.2025|12:31«Основи» готують до друку «Стан людини» Ханни Арендт
- 25.06.2025|11:57Сьомий Тиждень швейцарського кіно відбувається у липні
- 25.06.2025|11:51Видавництво READBERRY перевидало «Чорну раду» Куліша
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі